• Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Поделиться:

Интерьер. Андрей Белле

Работы художника Андрея Белле хранятся в Московском музее современного искусства, Музее истории Петербурга и частных собраниях. А в его загородном доме помимо живописных полотен можно бесконечно разглядывать сувениры из дальних поездок и бесчисленные антикварные предметы, которые он собирает по блошиным рынкам мира.

Андрей Белле

Андрей Белле

Граммофон крутит пластинку Клавдии Шульженко, а на стене – картина художника- нонконформиста Владлена Гаврильчика

Граммофон крутит пластинку Клавдии Шульженко, а на стене – картина художника- нонконформиста Владлена Гаврильчика

Подшивка журналов «Вокруг света» 1930-х годов на антикварном радиоприемнике, который до сих пор исправно ловит волны

Подшивка журналов «Вокруг света» 1930-х годов на антикварном радиоприемнике, который до сих пор исправно ловит волны

Ретро: карманный фотоальбом пленного немецкого солдата, с которым тот дошел до Сталинграда, и портрет Татьяны Белле в стиле начала XX века.

 Ретро: карманный фотоальбом пленного немецкого солдата, с которым тот дошел до Сталинграда, и портрет Татьяны Белле в стиле начала XX века.

Моя крепость

Дом Белле строил по собственному проекту. Уверяет, что никакого заранее продуманного плана у него не было и интерьер разрастался «как дерево, которое растет и не спрашивает, куда ему расти», однако все зоны очень комфортны. От входа путь направо ведет в гостиную и на балкон, налево – на кухню. В цокольном этаже расположились гараж, душевая и туалет, обставленные не менее любовно, чем жилые комнаты, – с томиками из букинистических лавок и старыми черно-белыми фотографиями в жанре ню, а также сауна и бассейн, выложенный мозаикой. Несколько лет назад здесь жили два геккона, один на черной стене, второй на белой. Мимикрировали не хуже хамелеонов – один потемнел, другой посветлел, – а потом оба пропали. Лестница на второй этаж увешана счетами – это, шутит Андрей, информационно-вычислительный центр по пути в мастерскую. В мастерской предсказуемо царит творческий беспорядок, но внушительных размеров широкоформатный принтер дисциплинирует. Ряд тыкв на полке замыкает голова Ленина, однако Белле настаивает, что без всякого подтекста: «Не надо искать смысл там, где его нет». Для вдохновения висят фотографии любимых – жены Татьяны и дочки Лизы. Саму Лизу чаще всего можно найти в комнате за стеной – играющей на компьютере.

Дом на холме

Пейзажи, открывающиеся из окон, так и просятся на полотно. Дом стоит на холме в излучине Невы, в стороне от Мурманского шоссе, рядом возвышаются рукотворные острова, насыпанные по приказу князя Потемкина-Таврического. Когда сходит вода, видно, что стоят они на балках, скрепленных металлическими скобами. На деревянном пирсе сидит наяда – пару веков она стояла прямо в невской воде, пока ее чуть не повалило весенним льдом. Рядом на волнах покачивается катер. На берегу – баня, объединенная с гостевым домиком, – он часто служит пристанищем для друзей, которые хотят на время скрыться от цивилизации: музыканта Андрея Макаревича с женой Наташей, актера Леонида Ярмольника, художника Анатолия Белкина. Здесь вообще любят принимать гостей, по большим праздникам устраивают карнавалы, последняя задумка – устроить «Смородина-party»: в саду накрыть столы с водкой, а закусывать смородиной, зреющей на кустах вокруг, крупной, сочной и очень сладкой. Она досталась по наследству от прежних хозяев участка, ревностных садоводов.

Игрушечные медведь и щенок – трофеи с Удельной

Игрушечные медведь и щенок – трофеи с Удельной

Дочь Лиза с псом Дулей (Дейлом), Татьяна и Андрей с псом Чипом в саду

Дочь Лиза с псом Дулей (Дейлом), Татьяна и Андрей с псом Чипом в саду

Дореволюционные игрушки, приобретенные на блошином рынке возле Удельной

Дореволюционные игрушки, приобретенные на блошином рынке возле Удельной

Хрупкие антикварные склянки из своей коллекции художник изображает на натюрмортах

Хрупкие антикварные склянки из своей коллекции художник изображает на натюрмортах

Гостиная визуально делится на две части: бильярдную и каминную

Гостиная визуально делится на две части: бильярдную и каминную

В многочисленное стадо белых костяных слонов затесался один черный

В многочисленное стадо белых костяных слонов затесался один черный

Наяда, спасенная из невских вод

Наяда, спасенная из невских вод

Дом окружает более десятка кустов смородины

Дом окружает более десятка кустов смородины

Хорошего должно быть много

Один предмет – это просто предмет, а серия предметов – уже инсталляция. И таких у Андрея множество. На камине в гостиной выстроились в ряд причудливые песочные часы всевозможных оттенков, над бильярдным столом висят части старинных ткацких станков и прялок, на полке напротив разместились изящные прозрачные вазы. Такие же вазы собирает Андрей Макаревич. Друзья стали соревноваться, у кого коллекция больше. Победил Макаревич, правда не совсем честно: он объявил о поединке со сцены, и ему стали присылать вазы со всей страны. На кухне собраны старинные ступки, чайники, самовары, ковши, доски для стирки белья, хрупкие склянки и костяные фигурки слонов. Когда детали складываются в единое целое, понимаешь, что именно их он изображает на своих натюрмортах и портретах. Получается, что художник живет практически внутри собственной картины. Муза и неизменная героиня всех портретов, жена Татьяна тоже будто сошла с полотна и готовит на кухне чай.

Андрей показывает раритеты, раздобытые на блошиных рынках всего мира – от станции Удельная до лондонского Портобелло или парижского Ле Пусэ. Альбом «Красавицы» начала ХХ века – самая настоящая светская хроника того времени, карманный фотоальбом пленного немецкого солдата, редкие довоенные газеты, например номер «Правды» с текстом советско-германского договора о ненападении, известного как пакт Молотова – Риббентропа, который Андрей по чистому совпадению купил на Удельной 22 июня. Подшивка журналов «Вокруг света» 1930-х годов, анонсы на обложках которых дадут фору современной прессе. Так, изображение тигра и скафандра сопровождает следующий текст: «Неожиданный спаситель. Увидав водолаза, тигр долго соображал, съедобна ли эта странная штука, потом схватил Винстона зубами за рубаху и потащил в чащу». Совершенно органично в эту художественно-историческую обстановку вплетаются диковинки: челюсть барракуды, добытой Андреем Макаревичем в Карибском море, лист экзотического растения из Камбоджи, засушенные лотосы, привезенные Александром Абдуловым, сушеные пираньи из амазонских рек и даже подаренный соседями кустик марихуаны, на фоне которого Белле как-то давал интервью для телепередачи. Заядлый путешественник, он привозит из поездок уникальные вещи: лопасти весел и зубы ягуаров из Бразилии, куски лавы с Галапагосских островов. Удивительно, что диковинные сувениры отлично себя чувствуют среди антикварных самоваров и глиняных ступок. Художнику удалось смешать в интерьере различные века и культуры, избежав китча и нагромождения предметов, и добиться простоты, за которой и скрывается гармония

Текст: Виктория Пятыгина
Фото: Лев Караванов, Виталий Коликов

Материал из номера:
ГУДБАЙ, ПОНТЫ!
Рубрика:
Интерьер
Люди:
Андрей Белле

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: