• Мода
  • Вещи
Вещи

Поделиться:

Мэган Виртанен о том, почему покупать все самое новое — больше не модно

Историк моды и наш колумнист Мэган Виртанен рассказывает, почему увлечение винтажом — это бегство в идиллию, зачем дизайнеры переиздают вещи из прошлой эпохи, и стоит ли нам вообще покупать что-то новое.

Лукбук «MD Уделка» с вещами с блошиного рынка, собранными Алиной Вайндрук

Лукбук «MD Уделка» с вещами с блошиного рынка, собранными Алиной Вайндрук

Лукбук Second kent с кастомизированной одеждой из секонд-хенда — идея петербуржца Александра Ванина

Лукбук Second kent с кастомизированной одеждой из секонд-хенда — идея петербуржца Александра Ванина 

Лукбук «MD Уделка» с вещами с блошиного рынка, собранными Алиной Вайндрук

Лукбук «MD Уделка» с вещами с блошиного рынка, собранными Алиной Вайндрук

Лукбук Second kent с кастомизированной одеждой из секонд-хенда — идея петербуржца Александра Ванина

Лукбук Second kent с кастомизированной одеждой из секонд-хенда — идея петербуржца Александра Ванина

Лукбук «MD Уделка» с вещами с блошиного рынка, собранными Алиной Вайндрук

Лукбук «MD Уделка» с вещами с блошиного рынка, собранными Алиной Вайндрук

Лукбук Second kent с кастомизированной одеждой из секонд-хенда — идея петербуржца Александра Ванина

Лукбук Second kent с кастомизированной одеждой из секонд-хенда — идея петербуржца Александра Ванина

«Все новое — это хорошо забытое старое». Впрочем, в наши дни эту фразу Роз Бертен можно перефразировать: «Все новое — это старое». Каких-то 15 лет назад интерес к винтажу и историческому костюму воспринимался как странная прихоть. Сейчас вещи с «Уделки» удостаиваются модных шоу, дизайнеры бесконечно черпают вдохновение в прошедших десятилетиях, а мифы о дореволюционной России хотя и поистаскались за последние двадцать лет, все еще имеют отличный коммерческий потенциал. Куда ни посмотри, кругом ностальгические по своей сути проекты, даже если речь идет о внезапной моде на стиль 1990-х. Наследие — один из важнейших типов «незримых товаров», привлекательность которого в безопасности и мнимой простоте.

Коллекция Татьяны Парфеновой на «Ассоциациях» в Царском селе — посвящение Елизавете Петровне, Екатерине II и Николаю II

Коллекция Татьяны Парфеновой на «Ассоциациях» в Царском селе — посвящение Елизавете Петровне, Екатерине II и Николаю II

Коллекция ливанского бренда Zuhair Murad, вдохновленная царской Россией, балами в Петербурге и гардеробом Елизаветы I

Коллекция ливанского бренда Zuhair Murad, вдохновленная царской Россией, балами в Петербурге и гардеробом Елизаветы I

Коллекция Лилии Киселенко на «Ассоциациях» в Царском селе — посвящение Петру I и Екатерине I

Коллекция Лилии Киселенко на «Ассоциациях» в Царском селе — посвящение Петру I и Екатерине I

Коллекция ливанского бренда Zuhair Murad, вдохновленная царской Россией, балами в Петербурге и гардеробом Елизаветы I

Коллекция ливанского бренда Zuhair Murad, вдохновленная царской Россией, балами в Петербурге и гардеробом Елизаветы I

Коллекция Стаса Лопаткина на «Ассоциациях» в Царском селе — посвящение эпохе Марии Федоровны Датской

Коллекция Стаса Лопаткина на «Ассоциациях» в Царском селе — посвящение эпохе Марии Федоровны Датской

Выставка «Мода — народу» в Шереметевском дворце с 40 реконструкциями костюмов по эскизам Родченко, Ламановой и других конструктивистов

Выставка «Мода — народу» в Шереметевском дворце с 40 реконструкциями костюмов по эскизам Родченко, Ламановой и других конструктивистов

Коллекция Яниса Чамалиди на «Ассоциациях» в Царском селе — посвящение Николаю I

Коллекция Яниса Чамалиди на «Ассоциациях» в Царском селе — посвящение Николаю I

В периоды резких переломов в обществе, будь то изменения в типе хозяйствования и производства или же экономические депрессии, культура всегда ищет опору в историческом мифе о более комфортных временах. Желательно, чтобы эти времена были достаточно давними, и живых свидетелей уже не осталось, ведь тогда можно пользоваться удобными представлениями о прошлом, а не реальными фактами. Когда теории постоянного прогресса и уверенность в исключительно благотворных последствиях развития техники дают сбой, когда мир из стройной вселенной превращается в хаос, а внятной идеи «светлого будущего» сформулировать не удается, то на помощь приходит бегство в идиллию исторического мифа, где все были довольны и счастливы.


Желательно, чтобы времена были давними: тогда можно пользоваться не реальными фактами, а удобными представлениями о прошлом

Индустриализация и разрушение старого хозяйственного уклада уже к 1820-м породили в Европе интерес к средневековью и барокко, проявившийся в том числе и в одежде, а к концу века дали нам этнографию и научную археологию. Период Великой Депрессии в США стал временем, когда впервые начали серьезно изучать национальные культурные особенности, и тогда же американские дизайнеры одежды впервые удостоились внимания прессы и публики, перестав быть безымянными копиистами французских моделей.

В России сложная и в чем-то травматическая реакция на приход капитализма выразилась как в «противоборстве между фраком и армяком» западников и славянофилов, так и в интересе к народным вышивкам и возникновении к 1880-м нового стиля, названного «русской стариной». Миф о допетровской боярской Руси эксплуатировали нещадно, в том числе и в рекламе парфюмерных товаров компаний «Ралле» и «Брокар», предлагавших «парфюмерию русских бояр». Есть какая-то ирония в том, что в наши дни возрождение исторических ароматов этих компаний проходит под знаком мифа о «дореволюционной императорской России» с соответствующими образами и орфографией.

Платья «в русском стиле», 1880-1890-е годы

Платья «в русском стиле», 1880-1890-е годы

Реклама «Брокар», 1898 год

Реклама «Брокар», 1898 год

Переизданные императорские духи от парфюмеров из Петербурга, 2018 год

Переизданные императорские духи от парфюмеров из Петербурга, 2018 год 

Реклама «Ралле», «Парфюмерия русских бояр», 1900-е годы

Реклама «Ралле», «Парфюмерия русских бояр», 1900-е годы

В мире, где благодаря автоматизации началась новая индустриальная революция, грозящая переопределить и понятие трудовой занятости, и все социальные роли, а экономическая игра в вечный рост того и гляди закончится, консервативная реакция «верните все как было во времена (нужное подставить)» вполне естественна и в ближайшее десятилетие будет проявляться все ярче. Идея неограниченного и безостановочного потребления всего самого нового и современного не то чтобы теряет актуальность, но несколько утрачивает блеск. Новизна очень долго была нашим культом, но, кажется, взгляд этого бога становится гневным.

Фото: Александр Пахомов, Александра Суворова, Андрей Чистяков, Есения Арасланова, Мария Переродина, Денис Сверинов

Рубрика:
Колонка Мэган Виртанен
Люди:
Мэган Виртанен

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: