• Мода
  • Вещи
Вещи

Поделиться:

Мэган Виртанен о том, как революция, советские запреты, религия и эзотерика меняли новогоднюю моду

Историк моды Мэган Виртанен рассказала, почему советские рабочие отказывались от празднования Нового года, как пресса бичевала «отсталые» и «буржуазные традиции, и в каком году в моду вошел классический образ Снегурочки.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

«Как (где, с кем, в чём) вы будете встречать Новый год?» — от этого набора вопросов каждый раз приходится уклоняться с начала декабря. Попробуйте спросить собеседника о том, как он или она собираются отметить 8 марта, День независимости или День нефтяника, — вы увидите недоумение. Планами на празднование Нового года делятся все. 

Журналы пестрят статьями о том, как правильно одеться и что поставить на стол, чтобы предстоящий год был успешным. В одну кучу сваливают и традиции всех народов мира, и восточный Год Собаки (начинающийся на самом деле полутора месяцами позже), и астрологические рекомендации, и прочую эзотерику. Ночь с 31 декабря на 1 января в современной России по сути вобрала в себя все возможные сакральные и мистериальные смыслы Великого Перехода.

Новый год в Америке, начало прошлого века

Новый год в Америке, начало прошлого века

Новый год в Нью-Йорке, 1900-е годы

Новый год в Нью-Йорке, 1900-е годы

Новый год в клубе Cotton Club, 1936 год

Новый год в клубе Cotton Club, 1936 год

Новый год, 1930-е

Новый год, 1930-е

Новый год, 1952 год

Новый год, 1952 год

Любая культура подразумевает, что для каждого праздника есть устойчивый набор слов и действий, а также одежды и украшений. В аграрных обществах такие праздники обычно были привязаны к сельскохозяйственному циклу, и их было несколько. Индустриальное общество потребовало нового отношения к времени и календарю, так что Новый год как праздник полноценно вступил в свои права в 20 веке. Фабричному рабочему или конторскому служащему не столь важны даты равноденствия или солнцестояния, как окончание отчётного года. И всё же на Западе рождественские праздники затмевают Новый год по важности. Именно к Рождеству покупаются подарки и готовится праздничный стол, ну а в новогоднюю ночь можно сходить на очередную вечеринку.

Новый год в СССР, конец 1930-х

Новый год в СССР, конец 1930-х

Новый год в СССР, 1940-е

Новый год в СССР, 1940-е

Новый год в СССР, 1950-е

Новый год в СССР, 1950-е

Новый год в СССР, 1950-е

Новый год в СССР, 1950-е

Совсем иное отношение к Новому году в России связано с деятельностью советской власти. Сразу после революции началось искоренение как религиозных, так и архаических деревенских традиций. В том числе, пресса двадцатых годов бичевала «отсталую» и «буржуазную» традицию устраивать рождественские елки. Впрочем, в тридцатые годы курс изменился, и в 1935 страна вновь увидела наряжённую елку — но не рождественскую, а новогоднюю.

«Если безобразие нельзя предотвратить, то его нужно возглавить», — возможно, именно под этим девизом формировалась новая традиция советских новогодних празднований, призванная вытеснить привычные рождественские. Немного знакомых элементов: например, елка. Немного новых: образ Снегурочки был введён в сценарии праздника во второй половине 1930-х. Немного буржуазных удовольствий: Советское шампанское. Немного народных традиций: карнавал, то бишь, ряженые. И наконец, куда простой советской женщине надеть шикарное вечернее платье, как не на празднование в заводском Доме культуры.

Новогодний «Голубой огонёк», 1969 год

Новогодний «Голубой огонёк», 1969 год

Александр Гуляев, «Новый год», 1967 год

Александр Гуляев, «Новый год», 1967 год

Юрий Пименов, «С новым годом», 1949 год

Юрий Пименов, «С новым годом», 1949 год

По мере того как многие официальные советские праздники становились все более официозными и выхолощенными, Новый год обретал особую значимость. Консервированный зеленый горошек для салатов покупали ещё до демонстрации 7 ноября, а вот волосы женщины часто красили прямо 31 декабря. Да и лучший наряд надевали именно на этот праздник, даже если праздновали дома.

В постсоветской России новогодние торжества стали ещё более важными: пожалуй, только по поводу ночи с 31 декабря на 1 января не возникает общественных дискуссий разной степени накаленности. Совершение культового акта всегда переживается как внутренняя потребность, и даже граждане, громко заявляющие, что лягут спать в десять вечера и никакого Нового года знать не хотят, всё же поддаются «новогоднему настроению». В конце концов, это отличный повод купить новое платье.

Рубрика:
Колонка Мэган Виртанен

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: