• Мода
  • Герои
Герои

Поделиться:

«Gosha phenomenon»: как Гоша Рубчинский совершил революцию в моде и стал главным дизайнером бренда Yeezy Канье Уэста

Дизайнер Гоша Рубчинский — один из наших соотечественников, вошедших в список 500 самых влиятельных людей индустрии моды Business of Fashion, а теперь — главный дизайнер бренда Yeezy Канье Уэста, и это самый гремучий и неоднозначный творческий союз года. С одной стороны, творческий дуэт Рубчинского и Уэста — одна из наиболее любопытных фэшн-коллабораций года, которая может вывести стритвир на новый уровень, с другой — вынужденный союз двух «отмененных» людей в индустрии.Вспоминаем биографию российского фэшн-визионера (предвосхитил успех гардероба пацанов задолго до Крыжовникова!) и объясняем, из чего сложился «Gosha phenomenon». 

Начало пути

Гоша Рубчинский
Getty Images

Гоша Рубчинский

Рубчинский родился в Москве в 1984 году, детство и юношество его пришлись на время распада СССР и становление нового государства (в 1991-ом году он пошел в школу — Прим. ред.). Как признается сам дизайнер, на него большое влияние оказали журналы «ОМ» и «Птюч». В столице Гоша окончил художественную школу, а затем Колледж технологии и дизайна.

В фэшн-индустрию Рубчинский попал в 2003 году: работал стилистом, визажистом, парикмахером — стриг друзей и помогал со съемками лукбуков начинающим тогда Дмитрию Логинову и Константину Гайдаю. Как признавался Гоша в одном из первых интервью, его «всегда интересовал стиль, а не одежда». К созданию вещей он пришел после работы над фильмом Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» и короткометражкой Романа Прыгунова про подростков-скейтбордистов. Одевая побритых налысо ребят «с района», он понял, что хочет создавать коллекции под собственным именем. 

Дизайн одежды

Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2009/10
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2009/10

Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2009/10
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2009/10

Имя «Гоша Рубчинский» стало нарицательным уже после дебютного показа «Империя зла» в 2008 году, когда на импровизированный подиум — площадку стадиона Сокольники — вышли «реальные пацаны» в олимпийках и джемперах с двуглавым орлом. Тогда шоу собрало порядка 600 зрителей, которые еще ничего не знали о Рубчинском, но уже отзывались о нем как о свежем глотке воздуха для российской моды.

Затем на Неделе Cycles & Seasons он показал вторую коллекцию: шоу провели в церкви, превращенной в спортзал, в районе станции метро «Бауманская». После этого на Рубчинского свалилась мировая слава, его разрывали байеры, «Кузнецкий мост 20» выкупил всю коллекцию сразу, а сам Гоша впал в депрессию, уехал в Петербург и начал снимать на только что открывшемся тогда острове «Новая Голландия» документалку о скейтерах.

В 2012 году под свое крыло Рубчинского взяла Рэй Кавакубо, основательница японского бренда Comme des Garcons. Собственно, ей же принадлежит Dover Street Market в Лондоне, где выставляются работы дизайнеров из США, Китая и Японии. Именно дистрибуция в магазине во многом способствовала возникновению хайпа вокруг Gosha Rubchinskiy.


Гоша Рубчинский

из интервью «Афише»:

«Я считаю, что пытаюсь говорить на языке, понятном мировой общественности. Я же делаю очень простые, максимально честные вещи. Да, это приправлено неким колоритом, но мне не кажется, что я делаю что-то «русское». Я и воспитан на разной культуре. Я подростком читал и The Face, и i-D, смотрел MTV, и вообще я причисляю себя к поколению, которое уже мало чем отличается от наших ровесников в Европе».

Спортивки, вещи с кириллицей и 1990-ые

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2016
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2016

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2017
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2017

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2016
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2016

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2016/17
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2016/17

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2017/18
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2017/18

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2016/17
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2016/17

Гоша стал популяризатором так называемого «нормкора» — термин, ставший популярным в начале 2014 году после программной статьи в журнале New York Magazine и обозначавший усталость от трендов. Рубчинский предложил носить вещи, от которых за версту веет нафталином: вареные джинсы, заправленные в носки спортивки и футболки с национальными флагами. В них отражена эстетика постсоветского времени: с дворами спальных районов, дискотеками в ДК и попытками примерить на себя американскую моду, хлынувшую в страну после падения железного занавеса. В интервью журналу W Рубчинский признался, что ностальгирует по 90-м только из-за сильных чувств, которые переживал, поэтому возвращается к тем временам, чтобы почувствовать их снова.

В 2015 году Гоша выпустил капсульную коллекцию на основе работ художника Тимура Новикова, основателя петербургской Новой Академии Изящных Искусств. В ней — майки, футболки, свитшоты и кепки, цитирующие работы «Пирамиды», «Солнце» и «Пингвины». На показе в Калининграде в январе 2017 года рисунки на свитерах отсылали к работам Казимира Малевича. Рубчинский также возвел в культ кириллицу, которую позже подхватили мировые дизайнеры: его футболки и худи с надписями «Спаси и Сохрани» и «Русский Ренессанс» стали визитной карточкой дизайнера.

На футболках и худи Gosha Rubchinskiy, помимо надписей «Спаси и Сохрани» или «Русский Ренессанс», можно увидеть логотипы известных марок: Kappa, Fila и Adidas.

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2017
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2017

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2017
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, весна-лето 2017

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2017/18
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2017/18

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2017/18
Архивы пресс-служб

Gosha Rubchunskiy, осень-зима 2017/18

На фоне господства цветочных принтов и «вневременной элегантности» стиль гопников показался действительно чем-то новым и необычным. Причем его стали придерживаться не только завсегдатаи отечественных рейвов, но и зарубежные знаменитости. Одним из первых в тотал-лук с надписью «Гоша Рубчинский» облачился репер A$AP Rocky. После его выступления на церемонии MTV Video Music Awards в 2015 году толстовка, пародирующая логотип Tommy Hilfiger, оказалась самой вожделенной вещью на Западе. В одежде из коллекций Рубчинского стали выходить в свет Джастин Бибер, Рианна, Рита Ора, Кристен Стюарт, Кайли Дженнер и Канье Уэст.

Канье встретился с Гошей в Москве в ноябре 2016 года, а затем предложил совместную коллаборацию в рамках бренда Yeezy. Дальше — больше: летом 2023 года Йе пересобрал команду своего бренда Yeezy, а теперь представил Гошу как главного дизайнера марки. «Приход легендарного российского дизайнера в Yeezy, ведущий мировой бренд в музыке и моде, — важная веха в истории дизайна». Первые результаты гремучего творческого союза увидим уже в 2024 году.

Критика Рубчинского

Гоша Рубчинский
Getty Images

Гоша Рубчинский

Однако сотрудничество Гоши Рубчинского и Йе вызывает вопросы. Последние два года проходят для рэпера Канье Уэста под эгидой культуры отмены из-за недопустимых высказываний исполнителя. Сначала Йе появился на шоу YZY в футболке White Lives Matter, обесценил движение Black Lives Matter и подверг кибер-травле редактора Vogue Габриэллу Карефу-Джонсон, попытавшись высмеять ее внешность и профессиональные успехи. Затем исполнитель позволил себе антисемитские высказывания, призвав простить Гитлера, за что соцсети Йе были неоднократно заблокированы. В итоге от музыканта отвернулись даже самые преданные партнеры — adidas, JPMorgan, Balenciaga и агентство Creative Artists Agency объявили о прекращении сотрудничества с Йе.

В свою очередь в 2018 году Гошу Рубчинского обвинили в сексуализированных домогательствах в адрес несовершеннолетнего: 16-летний подросток Ян Сильфверлинг опубликовал скриншоты переписки с дизайнером, упрашивавшего Яна прислать свои фотографии «из ванной». Представители Рубчинского заявили, что слова были вырваны из контекста, однако сотрудничавший с Гошей Adidas начал внутреннее расследование произошедшего, а сам дизайнер понес значительные репутационные потери в модной индустрии. 

С одной стороны, творческий дуэт Рубчинского и Уэста — одна из наиболее любопытных фэшн-коллабораций года, которая может вывести стритвир на новый уровень, с другой — вынужденный союз двух «отмененных» людей в индустрии. Символично, что назначение Гоши в Yeezy произошло на фоне неутихающих разговоров о росте неоконсервативных настроений в фэшн-мире: от всплеска «оземпикового шика» и возвращения Victoria's Secret к классическим стандартам красоты на фоне рекордного падения продаж до более терпимого отношения к культурным апроприациям и романтизации насилия на подиуме (хрестоматийные примеры — кутюрный показ Armani и весенне-летнее шоу Mowalola). Так что грядущему релизу Yeezy под дизайн-крылом Рубчинского под силу стать громким фэшн-высказыванием — либо окончательно похоронить неоднозначную репутацию визионера.

Текст: Алина Малютина, Полина Шевцова

Люди:
Гоша Рубчинский

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: