Вячеслав Зайцев родился в 1938 году в текстильной столице России – городе Иваново в семье простых рабочих. Его детство пришлось на военные годы. Отца после фронта отправили в лагеря, и их встреча после этого состоялась очень нескоро. Поэтому главным человеком в жизни Вячеслава Михайловича была мама – Мария Ивановна. Именно она привила сыну любовь к красоте окружающей природы и русскому народному искусству. В память о своей маме модельер всегда рисовал своим моделям красные губы и часто отображал воспоминания о ней в своих коллекциях. Мария Ивановна была одаренным человеком. Она обучила маленького Славу вышивке, часто пела с ним и танцевала. Все эти увлечения, в дальнейшем, отобразились в творчестве кутюрье. Вячеслав Зайцев с отличием окончил местный техникум по специальности «художник текстильного рисунка» и получил направление в Московский текстильный институт, где принял решение стать модельером. На фоне советской серости Слава Зайцев выглядел очень ярко и смело. Окружающие часто косо на него смотрели, а многие преподаватели не любили. Но Слава не обращал на них внимание.
Зайцев всегда мечтал о высокой моде, но после успешной защиты диплома был распределен на экспериментально-техническую швейную фабрику в Подмосковье создавать одежду для рабочих. Но это не смогло заглушить творческий потенциал кутюрье, и он создал коллекцию спецодежды, разрушающую все стереотипы о представлении советских женщин. Яркие телогрейки, юбки из павлопосадских платков и расписанные гуашью валенки были отвергнуты партийным руководством, но привлекли внимание европейских журналистов. Позже Paris Match опубликовал статью «Он диктует моду Москве» и с того дня у советской моды появилось имя – Слава Зайцев.
Спустя пару лет Зайцев переходит работать в Общесоюзный дом моделей одежды, куда приезжают Пьер Карден и Марк Боан (Dior) для знакомства с Красным Диором – так Вячеслава Михайловича прозвали за рубежом. Журналисты назвали эту встречу «встречей королей моды», и она стала началом большой и теплой дружбы кутюрье. Руководство СССР не давало Зайцеву работать в полной мере, ведь он создавал то, что другие не могли себе позволить, а самовыражение в Советском Союзе было под строжайшим запретом. Но главное, оно не давало ему реализовывать придуманное. Все, что создавалось в ОДМО, оставалось на складах и покупалось работниками ЦК Партии. После очередного показа к Зайцеву подошли простые люди и начали спрашивать: «Где это можно купить?», но модельер ничего не мог им ответить. Вячеслав Михайлович был человеком, который не мог терпеть, когда ему диктуют, не мог быть придатком чьего-то вкуса. Именно поэтому он избегал возможности одевать кого-либо из правящей верхушки. Как он сам говорил: «Я не хочу обшивать вождей». В 1978 году умирает любимая мама Славы Зайцева. Недовольство обстановкой, в которой работает художник, нарастает и после очередного показа, посвятив 13 лет ОДМО, Вячеслав Зайцев решает уйти из «государственной» моды в небольшое ателье, где начинает готовить коллектив для собственного Дома моды. Он остался один. Помощь пришла со стороны заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС Евгения Тяжельникова. Он привлек Зайцева к работе над костюмами для советской сборной на Олимпиаде-80, а позже помог открыть собственный Дом моды. С этого момента начинается новая глава в жизни модельера. Именно Вячеслав Зайцев стал первым отечественным дизайнером, которому позволили дополнять созданную им одежду именным лейблом.
Как признавался сам Вячеслав Михайлович, отношения с деньгами у него были ужасные. Дохода от Дома моды хватало, чтобы оплачивать налоги и коммунальные платежи. Основной доход Зайцев получал от продаж парфюма Maroussia («Маруся» – Моя Россия), который выпустил совместно с фирмой L'Oréal Paris в 1992 году. На эти деньги он жил вместе с Домом моды.
Дизайнер никогда ни от кого не зависел и не позволял себя купить. Он всегда был свободен и честен. Зайцев имел особый стиль, сочетающий в себе роскошь русского народного костюма и театральную эстетику. Он подарил стране цвет, блеск и смелость самовыражения. Одевал спортсменов, звезд эстрады и театра, политиков. Многие считали его консерватором и старомодным, но очень важно понимать в контексте какого времени творил кутюрье. Его смелости и экспрессивности сегодня можно только позавидовать. Вячеслав Михайлович всегда хотел дарить людям радость и быть полезным для легкой промышленности нашей страны, но, к сожалению, не мог себе позволить очень многое.
Тем не менее сегодня имя Зайцева ярким светом блистает на Олимпе мировой моды. Смелый, экспрессивный, невероятно талантливый и трудолюбивый – таким запомнился Слава Зайцев.
Комментарии (0)