Главный режиссер Герман Греков готовил постановку три года. Этой осенью увидят свет и другие проекты, а у самого театра теперь есть площадка в Москве.
Постановка «Четыре», которой мы открыли сезон – плод сотрудничества театра с Домом танца «Кувырком». Проект получился синтетическим, не в контексте суррогата, а в плане совмещения нескольких видов искусства: поэзия Введенского, хореография, музыка, специально написанная для этого. До этого в репертуаре театра был всего один поэтический спектакль «Нурофеновая эскадрилья», а современный театр обязательно должен работать с поэзией!
Введенский – это классика, на мой взгляд. Его стихи максимально соответствуют стилю контемпорари в танце. Там важны образ, впечатления, характеры, в меньшей степени – сюжет. Со стихов Введенского все началось. То, что в Америке цвело буйным цветом в 60-е, уже в 30-е годы делали ОБЕРИУты. Они опередили свое время, потому что там и гражданские свободы, и тема экспериментов над сознанием, путешествие внутрь себя, все, что сегодня актуально.
Вопрос был в том, как эту поэзию ритмизировать, нужна была музыкальная составляющая. Тут на помощь пришли Александр Асаулко и Олег Безлуцкий. Удивительно, но совпадение было абсолютным. Я надевал наушники, включал музыку, которую написали ребята, и все складывалось идеально. Ритм, атмосфера. Записанные треки мы отправляли хореографам «Кувырком», они работали с этим. По прошествии года мы решили, что скрытый сюжет, который предполагали изначально, стоит немного расшифровать в виде либретто. Дать дополнительный смысл истории. Тогда я написал драматургическую линию, которая транслируется на экране во время спектакля. Итого, это три прямые, которые в определенный момент пересекаются: музыка со стихами, танец, либретто. Все как в жизни, в конце все обретает смысл.
Постановка «Иконостас.MP3» - для тех, кто хочет увидеть что-то, чего он никогда прежде не видел. Современная драматургия не по праву рождения, а по сути. Мне не нравится слово «эксперимент», потому что он предполагает оценочность: удался или не удался. А в искусстве все же очень субъективно. Тем не менее, режиссер Дмитрий Цупко нащупал новое измерение, даже два.Человек в этом спектакле одновременно существует в сакральной и низменной плоскости. Эти две категории парадоксальным образом входят в обыденную жизнь.
Эксперимент в смысле освоения нового языка имеет право на жизнь. Но это не цель, это лишь средство. Цель – научиться существовать в новом контексте, быть в духе времени, поймать его, услышать. Это самая важная цель для людей, которые занимаются искусством.
Каждая пьеса – это вопрос, который человек ставит перед собой и потом разрешает. Современная драматургия вначале формулирует вопрос-раздражитель, который быстро считывается. Потом он принимает форму. Она вторична.
В ноябре стартует курс «12 шагов драматургии», который будем курировать мы с Сергеем Медведевым. Это просветительская история. Сейчас очень выгодное время, не в плане финансов, а узнавания нового. Не надо обрушивать на голову ни в чем не повинного зрителя страшные зубодробительные смыслы. Надо сначала подготовить, рассказать о них. Еще хочется, чтобы в Ростове было много хороших драматургов, чтобы в конкурсной программе фестиваля Любимовка и других, в пьесах было указано: Ростов-на-Дону. Чтобы Ростов стал еще одной точкой на драматургической карте страны. Меркантильная наша цель в том, что нам нужен материал для постановок. Это еще раз к слову о духе времени.
С этой осени у «Театра 18+» есть своя площадка в Москве. В июле образовался Союз Независимых Театров, на базе театра .doc и фестиваля Любимовка. Теперь на площадке 8.3 есть представительство «Театра 18+». Экспансия своего рода.
Расширяем сторителлинг-проект «Говорит Ростов». Снова приедет Алексей Розин. Будет два цикла. Сначала – альтернативная история Ростова, потом ростовские истории. В первой части замахнулись на историю не то что от основания города, а от динозавров.
Начинаю работу над постановкой «Светлана и старцы». В основе этой пьесы лежит миф о Сусанне и старцах, один из самых ходовых сюжетов художников эпохи Возрождения. Разговоры о вечном, но современным языком. Два старца возжелали молодую девушку, в моей вариации - два пенсионера и студентка.
Второй раз проведем фестиваль «Февраль+». Хочется уделить внимание перфомативному искусству и хореографии.
В Хэллоуин стартует наш новый цикл «Театр Мистерии». Будем нетрадиционно отмечать солярные праздники.
Театр – очень грубое искусство, оно оперирует сильными мощными понятиями, существующими на уровне цивилизации. Понятный каждому живому существу, язык театра предполагает оперирование культурными кодами. Их нужно знать и практиковать, а мы будто заигрались в «культурку». Так бывает. Обращение к архетипичным вещам дает много энергии и смысла. За ними правда. Я их называю «безусловные вещи», их не надо концептуализировать. Мы их понимаем на уровне лимбической системы. Чем больше ты это изучаешь, тем большей силой обладает то, что ты делаешь.
Текст: Надежда Назарян.
Фото: Марго Бабеношева
Комментарии (0)