• Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Елизавета Боярская: «Цветаева и Пастернак в переписке прожили полноценный роман»

Звезда МДТ и лауреат премии «ТОП50. Самые знаменитые люди Петербурга» показала в Малом зале Филармонии мультимедийный спектакль «1926» по переписке поэтов Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, создав вместе с актером МХТ Анатолием Белым сценическую интерпретацию одного из величайших платонических романов XX века.

Худи Vetements, боди Maison Margiela, кольца Tous (Tous)

Худи Vetements, боди  Maison Margiela, кольца Tous (Tous)

Боди Maison Margiela, серьги, цепочки и кожаный шнур с кулоном Tous (Tous)

Боди Maison Margiela, серьги, цепочки и кожаный шнур с кулоном Tous (Tous)

Сюжет спектакля «1926» — многолетняя переписка двух поэтов, которые однажды наконец встретились и были слегка разочарованы. Сегодня мы все можем легко себе представить, что такое переписываться и не встречаться, потому что заводим десятки виртуальных друзей в социальных сетях.

Да, теперь не нужно ждать месяцами, пока письмо прилетит с голубем или почтовой тройкой. В этом смысле мы чувствуем себя более раскрепощенными: не нужно смотреть друг другу в глаза, стесняться, прятаться, подбирать слова, нервничать, кусать губы. Есть время подумать, почувствовать себя более уверенно в эпистолярном жанре. Думаю, у Цветаевой и Пастернака было что-то похожее на это. Другой вопрос, что каждое письмо для них было долгожданным. Марина Ивановна писала нередко даже черновики писем. В письмах у них было все: любовь, ненависть, обманы, отчаяние, взаимопомощь, ревность, флирт — в переписке они прожили полноценный роман. Встретившись в жизни, не могли связать двух слов — мы завершаем этим эпизодом спектакль. Они увидели друг друга в 1935 году на антифашистской конференции в защиту литературы в Париже, и, по словам Цветаевой, вместо встречи вышла «невстреча». «Не люблю встреч в жизни. Сшибаются лбом, да и не суждено, чтоб сильный с сильным». Она прекрасно понимала бессмысленность этой попытки поговорить. Сегодня в сравнении с тем временем все выглядит более прозаично. Как это называют — кладбище страничек «Фейсбука» или «Контакта», когда люди уходят, а страничка остается. Мертвая ячейка, которую можно удалить. Но все это неизбежно, время идет.

А что вас зацепило в проекте «1926» в тот момент, ­когда вам предложили принять в нем участие?

Имя Марины Цветаевой — загадочное, объемное, противоречивое. Есть люди талантливые, есть одаренные, а есть, как у Пушкина в «Пророке», те, к которым длань Божья протянута и которые выбраны как проводники между Богом и людьми. Цветаева была именно такой. Мне кажется, что бремя этого высокого дара сделало ее судьбу такой непростой. Борис Пастернак тоже был избранным, но в бытовой жизни он существовал более органично. Марина же тяготилась бытом, семьей. Когда мы работали над спектаклем, количество наследников — правообладателей Пастернака оказалось не в пример многочисленней, чем у Цветаевой, у которой никого и не нашли, когда встал вопрос об использовании дневников и писем. Я с юного возраста была влюблена в ее стихи. Но, как любые настоящие, глубокие, серьезные произведения, поэзия Цветаевой по-разному воспринимается в разном возрасте. Одно дело, когда читаешь ее в шестнадцать-восемнадцать лет: слышишь любовь, страсть, порывистость, внезапность. Намного позже, когда начинаешь вчитываться и разбираться, понимаешь, сколько там одиночества, боли, уязвленности, надрыва, страха, неистовства, настоящего женского нутра. В театральном институте мы много занимались поэзией Цветаевой с Валерием Николаевичем Галендеевым, который выступил художественным руководителем проекта «1926». Он тогда готовил с нами поэму «Ариадна» — тоже сложную, прекрасную, живую, телесную. Мы читали ее на экзамене.

Тренч и юбка, надетая как топ, — Max Mara (Max Mara); серьги, кольца, цепочка и подвеска TOUS (TOUS)

Тренч и юбка, надетая как топ, — Max Mara (Max Mara); серьги, кольца, цепочка и подвеска TOUS (TOUS)

Платье Balenciaga (ДЛТ), кольца и браслет TOUS (TOUS)

Платье Balenciaga (ДЛТ), кольца и браслет TOUS (TOUS)

Вы не просто читали стихи, но фактически сыграли Марину Цветаеву. Довольны этой работой?

Не сыграла — примерила, скорее. Я опасаюсь таких прямых формулировок — «сыграла». Поэтому — примерила, представив такой, какой увидела ее вместе с коллегами, с Аллой Дамскер, нашим режиссером и автором инсценировки. Марина Ивановна — очень сложный человек. Я — совсем не сложный, очень отходчивый, не злопамятный, не сложносочиненный, со мной людям просто дружить и работать. Профессия дает мне возможность быть интересной и сложной на сцене, быть Машей, Ириной, Офелией, Катериной Львовной, Цветаевой. На сцене и в кино хватает страстей, поэтому в жизни мне хочется, чтобы все было понятно и просто, человечно и по-доброму.

Но одной Цветаевой в проекте дело не ограничилось. Пришлось искать партнера?

В процессе обсуждения с Валерием Николаевичем Галендеевым, когда мы размышляли о форме спектакля, он предложил идею переписки с Пастернаком. Долго искали кандидата на роль Бориса Леонидовича, хотя вариантов было немного, — нашли Анатолия Белого. Толя — поэтическая энциклопедия, знает весь Серебряный век, какого автора ни возьми: Гумилева, Мандельштама, Пастернака, Гиппиус. И конечно, Пастернак для него — выдающаяся личность. У него есть даже свой проект «Кинопоэзия», которым он самоотверженно увлечен. Столько стихов, сколько знает их Толя, мало кто знает из современных артистов. Настоящая любовь к поэзии сегодня все чаще становится атавизмом.

Куртка Balenciaga, водолазка Vetements, брюки Saint Laurent Paris (все — ДЛТ), колье Tous (Tous)

Куртка Balenciaga, водолазка Vetements, брюки Saint Laurent Paris (все — ДЛТ), колье Tous (Tous)

Пиджак Neil Barrett, футболка Vetements, юбка Givenchy, «казаки» Celine (все — ДЛТ), цепочка и кожаный шнур с кулоном Tous (Tous)

Пиджак Neil Barrett, футболка Vetements, юбка Givenchy, «казаки» Celine (все — ДЛТ), цепочка и кожаный шнур с кулоном Tous (Tous)

Как память актрисы удерживает такое количество текстов? Легко запоминаете стихи? Кроме совершенствования в профессии это ведь еще и отличная постоянная тренировка против Альцгеймера?

Память тренируется. У артистов, безусловно, существуют определенные техники. Мне кажется, в запоминании активную роль играет мышечная память. Если вы меня сейчас попросите процитировать что-нибудь из Цветаевой, мне будет непросто, сидя за этим столом в ресторане. Мне необходимо надеть парик, платье и поставить мизансцену, тогда все вспомнится само собой — через память тела. Но я очень плохо запоминаю стихи. Прозу мне в десятки раз проще выучивать. Когда я учила роль Анны Карениной, в тексте Толстого постоянно встречались километровые деепричастные обороты, которые я запоминала намного лучше, чем поэму Цветаевой «Крысолов». Поэтому стихов я знаю мало и быстро их забываю. Могу выучить, хорошо рассказать, а через два месяца даже название не вспомню.

Нужно быть Елизаветой Боярской, сниматься в кино и сериалах, чтобы привлечь публику слушать стихи Цветаевой?

Мне кажется, Цветаева и Пастернак не нуждаются в нашей поддержке. Нас всех не будет, а их поэзия будет жить, потому что она бессмертна. Но если предположить, что мы хоть немного поспособствовали популяризации поэзии, то это очень хорошо. Я считаю, что ум и душа зрителя в зале должны работать. Я могу понять настроение тех, кто приходит в театр отдохнуть, получить легкую пищу для ума. Но больше люблю, когда постановка загружает эмоционально и умственно. На спектакле «1926» вряд ли удается отдохнуть, он заставляет думать и в этом смысле синонимичен постановкам Малого драматического театра, которые все сложносочиненные. Лев Абрамович Додин пока не видел этот проект, но собирается. Он тоже любит Цветаеву и разделяет мой интерес к ее неординарной личности.

МЕСТО СЪЕМКИ

Бани «Гигант» Ул. Зои Космодемьянской, 7 

Бани «Гигант» были построены в 1930 году и стали крупнейшими для своего времени — они были рассчитаны на 4000 посещений в день, на плоской крыше здания предполагалось устроить солярий, а во дворе — открытый бассейн. Архитектор Александр Никольский сделал акцент на двух концентрических полуцилиндрах в угловой части здания. Памятник конструктивизма, возведенный частично из силикатного кирпича, а частично из старого кирпича, постепенно разрушается. 

 

текст: Владимир Дудин
фото: Маргарита Смагина
стиль: Эльмира Тулебаева.
визаж и прическа: Алена Кондратьева

«Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии «ТОП50 Самые знаменитые люди Петербурга 2019»:

главный универмаг Петербурга ДЛТ,

Испанский Ювелирный Дом TOUS,

glo,

Nespresso,

Премиальные классы Яндекс. Такси.

Материал из номера:
Июнь
Люди:
Елизавета Боярская

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: