К 150-летию Максима Горького режиссер, лауреат премии «Золотая маска» подготовил «Дачников» — одну из самых актуальных пьес писателя.
О чем постановка?
Это одна из первых пьес Максима Горького, в чем-то продолжение произведения «Мещане», которое я ставил в Краснодаре. Герои постановки — дети мещан. Они называют себя интеллигенцией, по сути, ею не являясь. Люди живут для себя, ничего не отдавая другим и окружающему миру. Существование этих людей беспутное. Они не хотят покидать зону комфорта, что-то делать и идти дальше. В результате человека начинает незаметно разъедать пошлость, как итог — рушатся семьи. Если так продолжится, это приведет к гибели человека как личности.
Раньше пьесу читали с точки зрения большевистской идеологии. Делили людей на «своих» и «буржуев». На мой взгляд, идея произведения не в этом, а в том, что вопрос нравственности стоит перед каждым, и люди сами принимают сторону поведения. Происходит странный процесс, который тянется нитью через отношения многих, поэтому я и назвал это семейной историей. Мне важно сделать текст «выпуклым», чтобы донести до людей, что если изменить свое отношение к миру, то и все вокруг изменится.
Как она перекликается с современными реалиями?
Сейчас много говорят о духовности и нравственности, совершенно ничего не вкладывая в эти слова. Особенно печально с нравственностью. Я боюсь, что это одна из современных проблем страны, нации и мира. Тексты, которые написаны в 1904 году, вызывают бурю аплодисментов, потому что они звучат очень к месту, отражают все жизненные проблемы.
Проблема, которую сегодня озвучивают в пьесе, — современная. Люди могут о ней не задумываться, но они живут с этим. Все наши проблемы от этого, потому что у нас нет принципов. Должны быть, но их нет. Они написаны, о них говорят, но попробуйте по ним пожить.
Спектакль ставился в театре впервые в 1905 году, после — в 1950. Мы можем говорить о традиции. Такие большие перерывы говорят о том, что текст выдерживает проверку временем. То, что написано когда-то, актуально и сегодня. Сложно, например, реанимировать советские пьесы, потому что социальные реалии ушли, и даже если что-то было талантливо написано, оно не будет уже звучать так, как нужно. А то, что написано про человека — о его проблемах, взаимоотношениях с другими и с миром, остается ценным. Спектаклем я говорю и про людей, и про себя. Если я задумаюсь о проблеме, то, может, и зритель порефлексирует. У театра, кроме развлекательной функции, есть и просветительская.
Кто будет играть главные роли в спектакле?
После премьеры «Дачники» станут частью регулярного репертуара театра драмы имени Горького, в постановке задействована ростовская труппа.
В «Дачниках» особый подход к костюмам и декорациям. В правительстве Ростовской области на постановку выделили почти два миллиона рублей. На эти средства подготовили декорации, костюмы, музыкальное и световое сопровождение.
Для создания спектакля театр привлек команду художников, которая работала над постановками «Тихий Дон», «Цыган», «Матерь человеческая», «Сумасшедшая любовь в селе Степанчиково». Над декорациями работал заслуженный художник России и лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Виктор Герасименко, художник по костюмам — Наталья Пальшкова, автор костюмов ко многим спектаклям не только театра Горького.
Стиль художника Виктора Герасименко можно назвать монументальным: его декорации всегда масштабные, сложные, замысловатые — как в плане фактуры, так и с инженерной точки зрения. Так, монтаж декораций «Дачников» по времени будет занимать приблизительно восемь часов.
«Дачники», Театр драмы имени Горького, 7 декабря
Текст: Наталия Малахова
Фото: Анна Сулименко
Комментарии (0)