• Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Мария Клочкова: «Каждое стихотворение – это маленькая история, а каждый поэт – огромная история»

Актриса, хореограф и сомелье проводит литературные вечера Wine Poetry в заведениях Ростова, занимается благотворительностью, а в декабре готовит большое новогоднее выступление.

Идея Wine Poetry возникла из дружеской встречи. Мы пили вино, общались, я читала стихи. В какой-то момент поняла, что можно соединить это в небольшое театральное представление. Очень удачно владельцы гастробара «Жерар» заметили меня с моим творчеством в Instagram и позвали на пробный вечер. На первом выступлении я читала стихотворения Бродского под живую виолончель. 

В одном вечере мне нравится сочетать несочетаемое. Например, стихотворения Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама. Мне интересно выстраивать их произведения в диалоге: все-таки, одна эпоха и два абсолютно разных поэта. В другой вечер, посвященный теме любви, были стихотворения Веры Полозковой и письма Оскара Уальда. Для «Сезоны Pizza&Bar» придумала подборку «Поэты об алкоголе», выбрав тематические стихи о вине.

Мы ушли от идеи резидентства в какой-то одной локации. Антураж и атмосфера места играют большую роль в выступлениях. Есть заведения, заведомо располагающие к чтениям: это темные тона в дизайне и полумрак.


Есть заведения, заведомо располагающие к чтениям: это темные тона в дизайне и полумрак.

В моем репертуаре есть домашние стихи togo. Мой любимый поэт – Иосиф Бродский. Мне кажется, у нас с ним есть какие-то душевные связи. Его я люблю читать, мне нравится быть одним из многочисленных голосов автора. Вообще, с поэтами у меня такая же история, как с книгами, фильмами, режиссерами – любовь к ним периодическая. Сейчас это Бродский, Мандельштам, поздний Маяковский. А еще год назад я была без ума от Ахматовой и Пушкина. Сейчас период, когда я хочу заземлиться и углубиться.

С возрастом я по иному смотрю на поэзию Анны Ахматовой. Ранняя Ахматова инфантильна. Далее, судя по истории и временам в России, можно увидеть, как развиваются ее переживания. Хочу попробовать прочувствовать историю поэтессы именно на зрелых этапах ее творчества. Понять, какие эмоции могут испытывать люди вообще. В своем камне таланта стараюсь делать больше граней, чтобы он, в конце концов, стал круглым и мог кататься во все стороны.

Из зарубежных авторов, чьи произведения я читаю, вне конкуренции Шекспир. Причем, как на русском, так и на английском языке. Я читала пару сонетов на английском, потом переворачивала и дублировала на русском. Сейчас стремлюсь научиться думать на английском. Русский – один из самых красивых языков на Земле, им можно описать практически все. Но английский ему не уступает, и он совсем другой по мелодике.


В своем камне таланта стараюсь делать больше граней, чтобы он, в конце концов, стал круглым и мог кататься во все стороны.

Я ушла из театра «Человек в кубе» чуть больше года назад, и с тех пор мне ни разу не удалось попасть на спектакли. Они же идут на выходных, а я всегда работаю в уикенд. Хотя, мне искренне любопытно посмотреть на то, как изменились некоторые постановки. Не знаю, может быть, однажды судьба снова нас сведет, и мы натворим еще дел. Сейчас я занимаюсь совсем другими вещами, нежели в театре.

С моей коллегой по театру Анной Щипакиной мы решили сделать отдельный хореографический проект и совместить педагогический и перфомативный процессы. Нам интересно не столько учить людей любить себя, сколько смотреть на результат работы в сценическом пространстве. Мы создали «Танцевальную позицию» и за год существования нормально так пошумели. Задружили с проектом Ильи Пучеглазова на самых первых концертах проекта «Фонтан». Начиная со второго, и все последующие мероприятия проходили с нашей «Танцевальной позицией».

В Петербурге есть кафе «Бродячая собака» – легендарное городское место: после Революции там была сходка всей тусовки поэтов Серебряного века. Валялись мужчины-поэты, которые любили выпить, что естественно: Родина страдает, и они вместе с ней. Там выступал Вертинский, любила посидеть Ахматова. Последнее время заведение стало открытым для людей, которые жаждут высказаться. Мы уже ведем переговоры по поводу моих зимних выступлений в «Бродячей собаке». Не знаю пока, будет это в январе или в феврале, но точно знаю, что будет очень холодно и очень здорово.

Есть расхожее мнение о том, что актер театра – это человек, который читает текст. Якобы он выходит с заученными словами и несколькими штампованными позициями: трагедия, веселье и задумчивость. Действительно, поставить голос, речь и дикцию в нынешние времена не проблема. В нашем городе таких школ и тренингов полно. Но такой уровень мне не интересен. У меня нет гештальта: «Дайте мне скорее почитать стихи». Мне нравится рассказывать истории. Каждое стихотворение – это маленькая история, а каждый поэт –огромная история. Моя задача: простроить драматургию таким образом, чтобы в выступлении одинаково гармонично сплелись и музыка, и мой внешний вид (мы детально продумываем даже обувь!) и, конечно, повествовательная часть. Так что, весь театр – в драматургии.

В планах есть даже стендап-комедия и литературные вечера для детей. На моих выступлениях зритель попадает на мини спектакль, только там никто не взрывается, и не летают ангелы. Но есть определенный театральный настрой. Каждый переживает свою историю посредством того пирога, который я им принесла. Моя задача – сделать этот пирог вкусным.

Проект «Фонтан» сейчас ушел на каникулы, и «Танцевальная позиция» делает новый перформанс для закрытого мероприятия. Не исключено, что будут задействованы какие-то участники «Фонтана»: либо Илья Пучеглазов, либо музыканты, либо видеоредакторы – Олег и Микаэл. Фонтан уникален тем, что это стильная и нетипичная локация, странный индустриальный формат, который очень хорошо воспринимается всеми зрителями.

Работа в сфере сервиса меня давно преследует. Я училась на факультете ресторанного бизнеса, это одно из моих высших образований. Работала сначала официантом, потом барменом, потом администратором, потом управляющей. Работа в сфере обслуживания сродни актерской природе. Тебе кайф, что людям кайф, и ты делаешь из своей работы некий спектакль – тебе нужно рассказать человеку историю так, чтобы он сказал: «Ага, давай и с собой две». Это супер.

В какой-то момент мне стала очень интересна профессия сомелье. В прошлом со мной случилось «Сияние»: в этом баре совсем иная подача винной эстетики. До этого я побывала в Петербурге, и мои приятели устроили мне бар-хоппинг на весь уикенд. Я познакомилась с винной философией без патетики, и меня она заворожила.


Будучи сомелье, хочется рассказывать не о кислотности, а о своих ощущениях.

Сейчас я работаю в ГК «Хорошие рестораны». Будучи сомелье, хочется рассказывать не о кислотности, а о своих ощущениях и об опыте мировых производителей. Надо съездить самому на винодельню, чтобы все это понимать. Интересно посмотреть на семьи, которые занимаются этим ремеслом столетиями.

Есть такой благотворительный фонд «Старость в радость», он действует по всей стране, и в каждом регионе есть свое представительство.В Ростове этот фонд открылся около шести лет назад. Это инициативная группа людей, которые привлекают различную спонсорскую помощь и поддержку, плюс сами занимаются всеми организационными процессами. Часто мы едем в дома престарелых, которые находятся в области, в деревнях. Я – один из волонтеров, которые посещают такие дома, поздравляют с праздниками. И это не просто привезти нарциссы на 8 марта. Здесь делают ремонты, например, оборудуют душевые для инвалидов.

Везут туда, конечно, и культурно-развлекательную программу. У стариков, которые содержатся в таких домах, есть глубочайшая потребность в самовыражении. Не так давно был День пожилого человека, и я поехала с постоянными волонтерами, чтобы в пять утра позавтракать в «Макдоналдсе» на трассе, а днем прочесть бабушкам и дедушкам стихи. Мы уже всех знаем по именам, они скучают по нас. И вот, инициативная группа пенсионеров создала кружок, где они читают друг другу стихи, играют на рояле и поют. И так было трогательно после наших пений и чтений послушать их специально приготовленную для нас программу.

Фото: Александра Невская

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: