• Развлечения
  • Музыка
Музыка

Поделиться:

Анатолий Цукер: «Джаз родился отнюдь не в профессиональной среде»

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, доктор искусствоведения, научный и творческий руководитель кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова награжден золотой медалью и дипломом Европейской научно-промышленной палаты «За исключительные профессиональные достижения», среди которых более двухсот научных работ, опубликованных в Кембридже, Лондоне, Нюрнберге, Киеве, Харькове, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове. Первым из российских музыковедов сделал массовые музыкальные жанры центром своих исследований.

Вы первый музыковед, кто начал изучать массовые музыкальные жанры. Что включает это понятие?

Все, что выходит за рамки академической музыки, – жанры музыкального театра, поп музыка, все, что звучит на улице и сопровождает наш быт. Это — большой пласт культуры, который всегда существовал, но редко попадал в поле зрения музыковедов.

В чем причина игнорирования?

Отчасти, тому виной снобизм, присущий академическим музыкантам. Они учатся порядка пятнадцати лет, тогда как массовая музыка, как правило, искусство самодеятельное. Джаз родился отнюдь не в профессиональной среде, среди рок музыкантов сложно найти выпускников консерваторий. Вторая причина — отсутствие методологии изучения. Нет нот, нет клавиров. Создать новый «исследовательский аппарат», да еще и при отсутствии интереса — сложно. Кроме того, необходимо изучать не только музыкальный материал, но и социум, в котором он возник. Страну, регион, город. Важна ментальность, экономическая ситуация и политические реалии, психология восприятия и звуковая среда.

Систематизация знаний о массовых музыкальных жанрах позволит потомкам делать выводы о том, как и чем мы жили?

Да, это явление — барометр социума. Яркий пример: фильм «Бал» режиссера Этторе Скола. Нет диалогов, нет сюжета, действие всего фильма происходит на маленьком пятачке дансинга в разные периоды времени. Но по одежде, поведению, манере общения людей, по музыке и танцам мы наблюдаем историю Европы, начиная с тридцатых годов и до конца ХХ века.

Какие ваши ближайшие планы?

Готовлю к изданию книгу «Страницы памяти. События и судьбы». Она о людях, прошедших через мою жизнь и сыгравших в ней ключевую роль. Это мои педагоги, герои моих книг — Микаэл Таривердиев, Николай Раков, Григорий Фрид. Память о них должна остаться в обществе.

 

Текст: Татьяна Николенко

Фото: Дмитрий Норов

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: