24 декабря в филармонии прозвучат произведения западноевропейских композиторов XVII-XVIII веков. Подробнее о программе и барокко в интервью с дирижером, Иваном Великановым.
Барокко в музыке – это о чем?
Ромен Роланн считал, что Барокко – эпоха роскоши и смятения. А вообще, как говорил покойный князь А.М.Волконский, один из пионеров исполнительства барочной музыки в СССР – «не нужны мне ваши этикетки: скажите год и страну, я сам решу, как это назвать…». Не надо забывать, что все эти ярлыки – Барокко, Ренессанс, Средневековье – это придумано в XIX веке, и ни Бах, ни Вивальди не знали, что они барочные композиторы. Большая часть барочной музыки, и не только церковной, говорит о Боге или о Вселенной – не о личных переживаниях человека. И, наверное, это последняя эпоха, без пиетета, относившаяся к авторству как таковому. Недаром почти каждый год музыковеды объявляют нам об очередном сочинении, ошибочно приписываемому Баху.
Расскажите подробнее о рождественской программе в Филармонии.
Меня сначала попросили исполнить Рождественскую ораторию Баха. Но для полноценного исполнения этого грандиозного сочинения нужен хор, солисты, немаленький оркестр. Я, конечно, изумился, так как знал, что в моем распоряжении только небольшой камерный оркестр. Но ближе к делу солисты нашлись: добровольцы, энтузиасты – двигатели барочного дела на ростовской земле, я бы сказал! Кнарик Закарьян и Илья Болдырев споют сложнейшие арии и речитативы, а в хоралах их поддержат Екатерина Текучева и Александр Гончаренко. Вот так Барокко и функционирует, на самом деле, в отличие от симфонии Чайковского, где вынь да положь все необходимые инструменты в нужном количестве и четыре энтузиаста, умеющих петь – это уже хор. И то же самое с оркестром: партии разных инструментов играют одни и те же, при необходимости, так было и во времена Баха, кстати. Поэтому в основе программы так и будет, собственно. Рождественская оратория Баха – сочинение, в котором рассказываются и комментируются Евангельские события (история Рождества Христова).
Насколько барокко созвучно с русской культурой? Понимает ли его русский слушатель?
В России существовал стиль барокко, особенную популярность приобрел в архитектуре. В профессиональной музыке – самое раннее, что у нас есть вообще (Фомин, Пашкевич) – это как раз позднее Барокко. Слушателю совсем не обязательно, чтоб было все русское. Разве только русская музыка звучит в России на концертах и у граждан в наушниках? Слава Богу – нет, и я до такого надеюсь не дожить. Европейская барочная музыка сегодня в мире очень распространена и легко воспринимается публикой, даже не особенно подготовленной. Что в России, что в США, что в Японии любят Вивальди, а не только у него на родине, в прекрасной Венеции.
С чем у вас и ваших музыкантов связана ностальгия по барокко?
А откуда ностальгия? Это если бы нас его лишили, и мы бы о нем со слезами вспоминали: вот тогда это слово было бы уместно. Почему мы занимаемся барочной музыкой? Потому, что она прекрасна. Вернее, в эту эпоху создано много прекрасной музыки. В России сложно жить, исполняя только старинную музыку, среда для выживания недостаточно развита, поэтому мало кто занят только Барокко или только Ренессансом. Но это все – дело времени.
В сети есть упоминания о том, что вы используете средневековые духовые инструменты – сакбуты, как они попали в ваши руки?
Мы не играем на музейных инструментах за миллионы долларов или даже рублей. Мы играем на хорошо выполненных современных копиях. Их нашему ансамблю старинной музыки Alta Capella помог приобрести меценат, друг нашего ансамбля. Так это бывает в наши дни, так было и пятьсот лет назад. Музыканты сами не могут, кап правило, себе позволить новых и редких инструментов, тем более, если это не те инструменты, которые их «кормят».
Если ли еще традиционные для этого направления инструменты в ансамбле?
У нашем ансамбле есть разные инструменты для разных эпох. Маленький органчик, портатив (он же – органетто), который стоит на колене у сидящего исполнителя, или виела (один из предков скрипки) – это для средневековой музыки, а цинки и сакбуты (старинные тромбоны) – для Ренессанса и Барокко. Нам интересно исполнять старинную музыку используя соответствующий ей инструментарий.
Какое будущее вы пророчите для барокко? Он переродится и видоизменится, останется прежним?
Эпоха Барокко давно в прошлом, будущее её зависит от нас с вами. Если будет поддержка, энтузиазм, интерес, желание учиться, финансы и любовь – тогда будущее у него роскошное. Ждём всех на концерте!
В программе: произведения западноевропейских композиторов XVII-XVIII вв.
Дирижер и солист: художественный руководитель ансамбля ренессансных и барочных духовых инструментов «ALTACAPELLA» Иван Великанов (цинк, Франция-Россия)
В программе принимают участие солисты Ростовского академического симфонического оркестра: Кнарик Закарьян, Илья Болдырев, Екатерина Текучева, Александр Гончаренко.
Комментарии (0)