• Развлечения
  • Кино и сериалы
  • ТОП 50 2020
  • Герои кино
Кино и сериалы

Поделиться:

Анна Пармас: «На место героя поколения в кино тихонечко пришла женщина — и сместила Данилу Багрова»

После самых народных клипов «Ленинграда» и хитовых сценариев фильмов Авдотьи Смирновой лауреатка премии Собака.ru «ТОП 50 Самые знаменитые люди Петербурга»-2020 Анна Пармас сняла первое большое кино: ее комедия «Давай разведемся» о феминизме с человеческим лицом (Анны Михалковой!) выиграла на «Кинотавре» призы за лучший дебют, сценарий и (мы даже не сомневались!) зрительских симпатий.  

Портрет сделан онлайн, когда Анна гостила у друзей в Переделкино.

Портрет сделан онлайн, когда Анна гостила у друзей в Переделкино.

Анна, вы сделали для «Ленинграда» эталонные клипы «Экспонат», «В Питере пить» и «Экстаз», были режиссером культового скетч-шоу «Осторожно, модерн!», ваша короткометражка «Девочки» в альманахе «Петербург. Только по любви», пожалуй, самая трогательная в нем. Почему на полный метр так долго не решались?

Это связано с моими личными качествами напрямую. Кино для меня – нечто волшебное и великое, и я все робела и трусила. В какой-то момент моя подруга, коллега и соавтор на протяжении долгих лет Авдотья Смирнова (Анна и Авдотья вместе писали сценарии «Кококо», «Двух дней» и «Истории одного назначения» — Прим.ред.) сказала: «Хватит мять сисю, давай уже дебют!» Тогда же продюсеры Наталья Дрозд и Сергей Сельянов предложили попробовать что-то большое. Три человека смотрели на меня вопросительно и я, как послушная девочка, решила сделать кино и села за сценарий. Он, кстати, писался очень долго, так как казался все время недостаточно прекрасным. Мои замечательные соавторы Маша Шульгина и Лиза Тихонова однажды просто не выдержали и сказали: «Анна Яковлевна, пусть ваше следующее кино будет великим, а это просто хорошим». Они даже подарили мне кружку с надписью «Следующее кино будет великим».  

У вас были соавторы? Но вы же сама замечательная сценаристка. 

Я фрилансер, то есть человек неустроенный где-то конкретно: ношусь, как голодный волк по лесу, и смотрю, где и чего можно пожевать и что не приколочено. Поэтому когда готовили сценарий «Давай разведемся», у меня параллельно была парочка работ. Когда я присоединилась, девчонки написали первый драфт, а дальше мы уже все переделали втроем. Вообще работать в соавторстве гораздо приятнее. Есть люди, которые могут только в одиночестве творить, но я не из них.

 

Фильм «Давай разведемся» о гинекологе Маше, муж которой уходит от нее и двоих детей к молодой фитнес-тренеру, стал лучшим дебютом «Кинотавра» и выиграл сценарный приз. Для вас было важно это признание? 

Когда выставляешь на суд свое кино, это сравнимо с устройством в хорошую школу ребенка. Ты все про него знаешь, причесал его, одел, умыл и волнуешься, чтобы другие его так же, как и ты, полюбили. Оценка коллег — важная и значимая вещь, но я больше волновалась, как примет зал. И когда картина получила приз зрительских симпатий «Кинотавра», это был полный восторг. Можно было закрывать фестиваль, я была абсолютно счастлива. Это очень странное чувство, невольно думаешь: «А о чем дальше мечтать?» 

Я не верю в секрет успеха у зрителей. Есть те, кто его рассчитывают на сценарном этапе, на монтажном столе. Как это сделать описано в большом количестве прекрасных книжек американских — вот здесь мы поплачем, тут начнем переживать за героя, потому что появился плохой человек. Мне не хотелось, чтобы в моем фильме все видели эти швы.  Мы с девчонками писали то, что нравится лично нам, и надеялись, что найдется еще кто-то с таким же чувством юмора, кому это зайдет. 

 

Поэтому и финал фильма не похож на традиционный и ожидаемый зрителем хеппи-энд: героиня Анны Михалковой лежит в бассейне на крыше азиатского мегаполиса, она одна, но при этом абсолютно счастлива?

Ради этого финала все и замышлялось! Хотелось не ткнуть носом, а ненавязчиво сообщить, что счастье одного человека совершенно не зависит от наличия или отсутствия партнера. Конечно, в самих женщинах есть желание заснуть обнявшись или на чьем-то плече, готовить кому-то завтрак и заботиться, но это ведь не весь мир. Если этого нет, не надо запирать себя в коробке — жизнь не закончилась. Она будет дальше, будет интересная, и никто не знает, как все повернется.

На премьере в Петербурге вы рассказывали забавную историю, как Анна Михалкова показала черновой вариант картины своему папе, Никите Михалкову, и он отметил, что все замечательно, только финал не в нашем менталитете: нужно, чтобы кадр был разделен пополам и на второй части экрана муж летел бы на самолете к героине, которая лежит в бассейне. 

Мы с Аней улыбнулись, но менять, конечно, ничего не стали. Готов ли зритель к такому финалу или нет — если в нем смысл всего кино, не надо бояться разочарований. Потом все к нам подтянутся, а мы — впереди. (Смеется).

Следующие два вопроса содержат спойлеры про фильм! Не нажимайте на эту ссылку, если вы еще его не смотрели.

Меньше...
Фильм «Давай разведемся»

Фильм «Давай разведемся» 

Фильм «Давай разведемся»

Фильм «Давай разведемся» 

Фильм «Давай разведемся»

Фильм «Давай разведемся» 

Почему вы решили дебютировать именно комедией, ведь для Авдотьи Смирновой вы пишете и драмы?

Я так устроена, что с трудом могу переварить что-то тяжелое. Самые серьезные наши с Дуней работы — фильм «История одного назначения» и сериал «Вертинский», который сейчас в процессе постпродакшена и выйдет в следующем году. После них у меня было ощущение, что я через мясорубку прошла. Никогда бы не решилась дебютом делать драму, потому что, как поется в песне, каждый выбирает по себе – и вот я комедию. Следующий фильм, который обдумываю, тоже смешная история: про ретриты. Это когда женщины собираются стаями и едут на духовные практики на Алтай — не есть и молчать. Не знаю, получится ли, но в разработке такая штука есть.

Снова женщины, потому что мир вообще стал феминным?

По крайней мере, в этом направлении довольно много успехов, если говорить о кинематографе. Огромное количество женщин-режиссеров, на операторском факультете во ВГИКе процентное соотношение мальчиков уже чуть ли не меньше, чем девочек. А это всегда была в киношном мире исконно мужская профессия — операторы были кастой сексистов. Сейчас, с кем ни начни переговоры, везде женщины. (Смеется). И мне это нравится, потому что мы ответственнее и надежнее. Посмотрим, что будет дальше. Не исключаю, что в какой-то момент президентом у нас станет женщина. 


Не исключаю, что в какой-то момент президентом у нас станет женщина

А почему тогда в нашем кино все еще не так много женщин-героинь, когда они самостоятельные персонажи, а не «приложение» к протагонисту-мужчине?

Разве? Мне кажется, в последнее время это не так. Например, в конкурсе «Кинотавра» в прошлом году участвовал фильм Нигины Сайфуллаевой «Верность», потом сериал за сериалом выходит. Вот в начале июня стартовали «Чики», где главные героини — девчонки. Лет десять назад все кричали, что после Данилы Багрова из «Брата» никак не могут найти и нащупать, кто же теперь герой. И вот тихонечко на это место пришла женщина и удачно заместила персонаж Сергея Бодрова.

И приятно, что в «Давай разведемся» это еще и взрослая женщина.

Мне интереснее писать про взрослых женщин, а не совсем молоденьких девчонок. Они выразительнее, сотканы из самых разных противоречий и комплексов. Что-то знают про себя, что-то — все еще нет. 

Анна Пармас: «Какие же мы все дуры! И я тоже»

А это тот случай, как говорил про себя Мопассан, что «мадам Бовари — это я». Вы подсматривали для фильма что-то в своей жизни? Например, у вас же тоже трое детей.  

Да, и Толстой утверждал, что Наташа Ростова — это он. Конечно, в этой истории есть немного автобиографичного, но не сказать, что прямо все. Мне хотелось усугубить ситуацию героини третьей беременностью, чтобы было неизвестно, куда бежать. Потому что с двумя она уже начала справляться. Наверное, это желание и на себя со стороны посмотреть, и на персонажа: что она будет делать. 

Мы начали с того, что вы когда-то смотрели на кино как на прекрасный далекий мир, не решаясь снять дебют, а сейчас вы уже чувствуете себя его частью? 

Оно меня по-прежнему восхищает и удивляет. Я чувствую себя уже чуть более уверенно, но не вольготно. Я начала понимать, за какие вещи бы взялась, а за какие — нет. Но страх второго фильма, скажем, остается, его еще предстоит переломить.

Текст: Елена Анисимова

Фото: Полина Набока

Стиль: Лима Липа

«Собака.ru»

благодарит за поддержку партнера премии 

«ТОП 50 Самые знаменитые люди Петербурга 2020»


ДЛТ

старейший универмаг Петербурга и главный department store города

Теги:
ТОП 50 2020, Герои кино
Материал из номера:
Июнь
Люди:
Анна Пармас

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: