Русские писатели об острове Капри, гид по лондонскому подземелью, книга о нравах современного Ирана: мы выбрали 7 лучших небанальных путеводителей для отпуска.

Александр Иличевский. «Город заката: травелог»
Изысканный и сложноустроенный травелог по Святому Городу от одного из ведущих современных русских прозаиков, автора «Матисса», «Перса», «Математика» и «Анархистов». Иличевский ведет экскурсию по иерусалимским кварталам, рассказывает про Яффские ворота, музей Менахема Бегина, Агриппас, Бецалель, Рамбан, размышляет о еврействе вообще и об иудаизме и психоанализе в частности, пытается осмыслить причины и пути разрешения арабо-израильской вражды и так далее.

Питер Акройд. «Подземный Лондон»
Знаменитый летописец Лондона спустился в подземные глубины заносчивого мегаполиса и подробно, отбросив страх и брезгливость, описал настоящий город-призрак со своими улицами, реками, монастырями и канализацией. Это настоящая неизвестная история Лондона с памятниками бронзового века, римскими тротуарами, чумными кладбищами средневековья,затопленными станциями первого в мире метро. Идеальный негатив слащавых парадных гидов по главным мировым столицам.

Эрнст Юнгер. «Семьдесят минуло. 1965-1970»
Эталонный субъективный травелог-дневник, написанный немецким правым интеллектуалом, участником двух войн, апологетом милитаризма и «рыцарства», на свете прожившим более чем 100-летнюю жизнь. В середине 60-х Юнгер, который к тому времени разменял седьмой десяток, отправился в кругосветку по крайне своеобразному маршруту: Юго-Восточная Азия, Корсика, Португалия, Ангола, Канарские острова, Италия, Исландия. Россыпь описанных тяжеловесным, торжественным слогом географических и исторических сведений, ландшафтов, зданий и навеянных дальними странами снов.

Марк Эймс. «В Россию с любовью. Записки американского изгоя»
Эймс — скандальный американский журналист, поселившийся в Москве начала 90-х, а через еще некоторое время основавший и возглавлявший до 2008-го газету The eXile, бойкий и крайне неполиткорректный гонзо-листок, рассчитанный на англоязычных российских экспатов. Изданные уже в в начале 2000-х «Записки...»: сборник боевых репортажей вечно пьяного или обдолбанного репортеа, в котором есть все: от ада окраинных поликлиник до обычаев шастающих по дискотекам бандитов. Путеводитель по веселому и страшному русскому инферно эпохи экономических реформ.

Екатерина Деготь. «Венеция. Путеводитель "Афиши"»
Бестселлер в серии афишевских гидов карманного формата, издававшихся на гребне финансового благополучия: как путинской России вообще, так и соответствующего издательского дома в частности. Вроде бы типичный путеводитель (с рекомендациями по поводу всего на свете: от найма гондолы до выбора сыра или граппы в маленьких лавках, и с незаменимыми советами, как мобильно поселиться в городе во время очередной Венецианской биеннале или кинофестиваля). Уникальной делает книгу то, что написана она Екатериной Деготь — самым влиятельным российским куратором и специалисткой по искусству XX века, «железной леди» московской художественной сцены.

София Кутлаки. «Среди иранцев»
Гречанка, вышедшая замуж за иранца и последние четверть века живущая в Тегеране, написала книгу с подзаголовком «Путеводитель по нравам и обычаям самой закрытой страны мира»: жанр ее балансирует между мемуарами и культурным травелогом, сосредоточенным на традициях, нравах и прочей психологии. София сравнивает фарси с немецким, разоблачает анииранскую пропаганду в части угнетения женщин (они носят хиджабы и чадру, но получают высшее образование и водят автомобили) и рассказывает множество курьезных случаев, которые связаны с непониманием иностранцами персидских бытовых обычаев.

«Очарованный остров. Новые сказки об Италии»
Десять современных русских писателей по случаю столетнего юбилея публикации «Сказок об Италии» Максима Горького отправились на знаменитый остров Капри, а потом сочинили по небольшому рассказу, действие каждого из которых как-либо связано с райским клочком суши в Тирренском море. Конечно, это идеальный антипутеводитель, относящийся не к реалиям места, а исключительно к сфере литературной фантазии: Андрей Аствацатуров рассказал исторический анекдот, Герман Садулаев ударился в умилительную лирику, Эдуард Лимонов выдал неожиданную фантасмагорию на благодарную тему схожести Горького с Ницше, а Владимир Сорокин провел по обыкновению блестящий, но предсказуемый стилистический эксперимент.
Комментарии (2)