• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Место силы, стереотипы о Ростове и Макаронка

Выставка CREWS 2021 - МАКАRONKA

Выставка CREWS 2021 - МАКАRONKA 

РнД.Cобака.ru взяла интервью у кураторки выставочной программы театрально - выставочного центра MAKARONKA - Лейли Аслановой и куратора театрального направления - Дмитрий Цупко.

Ребята рассказали о своем самом запоминающимся проекте, сложных временах выставочного центра, что для них значит MAKARONKA и многое другое.

 

- Расскажите, чем живет сейчас Макаронка?

Лейли:

С лета 2020 года наша команда обеспечивает деятельность Макаронки самостоятельно – это значит, что у нас нет постоянного финансирования и мы находимся в условиях, когда необходимо зарабатывать на аренду площадки, постановку спектаклей и осуществление выставочной деятельности. Честно говоря, в пандемийное время мы делаем что-то невозможное. Все это время нас поддерживают участием в проектах творческие деятели, что вдохновляет нас продолжать, однако на данном этапе мы остро нуждаемся в финансовой поддержке, поэтому недавно объявили о поиске патронов и сейчас готовим необходимые документы для принятия пожертвований.

 

Дима:

На данный момент жизнь центра во многом возможна благодаря личному энтузиазму активных участников процесса и энергии неравнодушных к нашей работе людей (актёры, драматурги, художники, зрители) эта поддержка для нас очень важна и помогает продолжать движение вперёд .

В такое турбулентное время как сейчас, многие наши проекты переносятся и откладываются не всегда по зависящим от нас причинам и достаточно тяжело заниматься как долгосрочным планированием. Но на данный момент у нас в работе находятся несколько очень интересных театральных проектов связанных с неявными, но очень важными для города персонажами и символами, так что этой весной у нас будет много сюрпризов для наших зрителей.

У нас нет своей труппы, мы работаем как проектный театр и подбираем актеров точечно под определенную постановку, но выбор всегда не случаен: важны типаж, фактура актёра и его вовлечение в проект.

Спектакль - это живой организм, и он рождается на стыке искусств. Главное, чтобы сам проект вызывал интерес у создателей, тогда всё даётся достаточно легко и находятся наилучшие варианты его реализации.

Лично для меня макаронка это одно из мест силы в нашем городе, сама локация обладает очень мощной и живой энергией. Сейчас я вкладываю много сил и времени чтобы в будущем это место могло жить и радовать тех жителей и гостей города, кому важно присутствие независимой культуры в жизни.

 

- Ваш самый значимый (запоминающийся) проект или самый сложный, самый яркий, самый необычный? Похвастайтесь!

 

Лейли:

Этим летом мы были близки к закрытию, а в самый отчаянный момент нет ничего лучше, чем исполнить свое давнее желание, поэтому мы с Димой решили сделать обзорную выставку местной граффити-сцены. Это довольно закрытое сообщество, но в весеннем арт-номере ростовской Собаки мы увидели, что архивы местных граффити-команда было опубликованы на нескольких разворотов. Это стало сигналом, что и с нами они пойдут на контакт. В итоге выставка CREWS принесла нам удачу. Мы познакомились с неравнодушными людьми, в том числе и с первым патроном Макаронки – Викторией Давыдовой, основательницей интерьерного салона «Арредаменти».

 

Дима:

Я давно собираю фото архив различных городских текстур и фактур, наслоение материалов, смешение граффити и нанесенных работниками ЖКХ поверх слоёв краски , руинированные живые здания на контрасте с холодными новостройками, всегда вдохновляли меня. Поэтому давней мечтой была идея пустит энергию улиц в выставочный зал, выставка CREW стала таким экспериментом.

В выставке также была использована моя видео работа «Чужие хроники» состоящая из отрывков интервью с представителями граффити культуры озвученных с помощью электронных аватаров и синтезаторов речи.

Я думаю что эта выставка символично разделила историю макаронки на до и после.

Важным проектом для нас является спектакль «Путеводитель. Одиссея.» работу над которым мы начали ещё летом 2021 года, но из за новой волны ограничений перенесли премьеру с осени на весну этого года.

Местом действия спектакля является трамвай , а город за окнами знакомого транспортного средства становится декорацией и основным драматическим персонажем . Это путешествие через исторический городской ландшафт , во время которого зрителям будет рассказана история в которой реальность пересекается с вымыслом , а факты о истории города переплетаются с городскими легендами .

 

Спектакль начинается как рассказ-лекция электронного аудиогида о истории района по которому проходит маршрут . Через некоторое время один из пассажиров начинает громко комментировать и опровергать всю информацию выдаваемую из динамиков красуясь своими знаниями перед девушкой , в какой то момент неожиданно для активного пассажира электронный голос начинает отвечать на его комментарии и между ними завязывается конфликт . В диалогах между ожившим электронным голосом и героями , зрителям раскрывается неявная история улиц и районов города , меняя угол зрения на уже знакомые пейзажи , превращая маршрут в фантастическую одиссею .

 

Текст для спектакля будет создан на основе компиляции архивных материалов о городе и народном фольклоре местных жителей и пьесы написанной драматургом Сергеем Артуровичем Медведевым . Также одним из авторов идеи и консультантом проекта является архитектор Даниил Алексеев.

- У вас же наверняка есть данные по тому, как в городах миллионниках (не берем Москву и Питер) развивается культура и искусство. Как дела у Ростова в этом плане?

 

Лейли:

Да, мы в хорошем контакте с центрами современного искусства в разных городах России и мира. Много знакомств мы приобрели в рамках прошлогоднего Слёта институций современного искусства в Самаре. Мы с Димо посетили его по гранту от Музея «Гараж». Ростов-на-Дону, как и Краснодар, может гордиться тем, что в отсутствии госинституций современного искусства здесь не иссякают частные инициативы по созданию галерей, творческих пространств и независимых театров – это же говорит о том, что у горожан есть потребность в культуре и ее продвижении. Этого немного, но больше, чем в большинстве уголков России, где я успела побывать.

 

Дима:

Особенность ситуации в современной культуре — многообразие небольших проектов.

В Ростове как исторически торговом городе , оптика смещена на коммерческую деятельность . Культурные инициативы часто разрозненны и в силу то ли особенности менталитета , то ли ещё чего-то часто враждебно настроены по отношению друг к другу . За всю историю Ростова есть очень яркие примеры очагов личных культурных инициатив , но список тех которые вспыхнули и погасли , гораздо больше ,чем тех , которые смогли не погаснуть в первые год или два.

И несмотря на купеческую (коммерчески - торговую) природу города , что сказывается на наличие капитала , представители бизнеса редко и без особого желания поддерживают культурные инициативы ,

хотя конечно есть исключения . Возможно развитие культуры не является частью стратегии развития территории Ростовской области и это пока очевидно .

Я думаю что будущие культурной ситуации состоит индивидуальных инициативах и верных коллаборациях . Человек с определенным энтузиазмом может организовать вокруг себя какой-то культурный процесс, который интересен ему и определённой группе людей.

Отсутствие некой поддержки надо изначально воспринимать как данность . Хотя для формирования культурной ситуации региона это конечно не очень правильно .

 

- Ваше любимое место в городе? Куда с удовольствием отправляетесь отдыхать? Есть любимые маршруты?

 

Лейли:

Мы с Димой давно дружим и у нас есть общее любимое место. Наши прогулки и мозговые штурмы часто происходят на Западном. Забавно, что мы оба живем в других местах, но именно Железнодорожный район питает нашу любовь к Ростовчику.

 

Дима:

Одно из моих любимых мест в городе это «Дом Гигант-2» на улице Профсоюзной я родился и вырос в нём, люблю гулять в его окрестностях и часто во время этих прогулок мне приходят важные идеи или осознания.

Сейчас мы готовим проект вдохновленный этой локацией.

Маршрут начнется от переходного моста , который был построен в 1947 году , как переход через Камышевахскую балку , пройдёт через дом дворы которого построены друг за другом в промежутке с 1923 по 1931 года , и закончится на мемориальном комплексе посвященном стачке 1902 ( состоящего из горельефа 1967 года и скульптурной композиции « Преемственность поколений « открытой в 1975 году ) с которого открывается достаточно широкая панорама современного Ростова . Через это урбанистический исторический ландшафт и пройдёт путешествие зрителей .

 

Спектакль начинается как рассказ-экскурсия о ростовских катакомбах и подземельях , которые по некоторым версиям располагаются под всей территорией города образуя достаточно плотную сеть с множеством входов и выходов .

 

Два экскурсовода проведут зрителей по маршруту « лабиринту « , один из них человек науки , другой же увлечен различными конспирологическими теориями и псевдонаучными фактами . Путь пройдёт в попытках проникнуть в подземелье через один из входов запрятанных в дворах старого жилого дома-коммуны «Гигант-2» . Но все возможные входы в подземелье закрыты по разным причинам ( ремонтные работы , затопление помещения , обрушение перекрытий , вход только по пропускам ) .

 

В процессе зрители узнают загадочную историю о группе молодых диггеров , которым в свое время удалось проникнуть в ростовские подземелья . История будет рассказана от лица родственников , знакомых героев и случайных свидетелей . На наших глазах казалось бы бытовая история превращается в миф .

В этом проекте поднимается важный вопрос что такое неявные памятники архитектуры и что такое уходящий Ростов, история города которой выносят приговор «под снос».

 

Выставка Елены Лапко и Георгия Обухова: "Парамоны, где мука и зола да раков свист"
Георгий Обухов

Выставка Елены Лапко и Георгия Обухова: "Парамоны, где мука и зола да раков свист"

- Современный ростовчанин - какой он?

 

Лейли:

Ростовчане и ростовчанки – незабываемые. Чрезвычайно независимые, яркие, экспансивные, непредсказуемо одаренные, с широким кругозором и бесконечной самоиронией.

 

Дима:

Они разные, многогранно эмоциональны , динамично меняющиеся и пытающиеся сориентироваться в стремительно меняющейся реальности. Они люди своего времени.

 

- Что нужно построить или открыть в Ростове немедленно?

 

Лейли:

Я всегда настаиваю на развитии образования, поэтому считаю, что нам нужно больше образовательных учреждений культуры и искусства, в которых будут адекватные запросу времени программы, которые будут готовить профессионалов в области визуальных искусств и новых медиа, театра и культурного менеджмента.

 

Дима:

Думаю важен образовательный центр в котором могли бы проходить тренинги и программы обучения разной длительности, для актёров и перформеров направленные на погружения в реальную современности проблематику и учитывающие актуальную специфику профессии. Я уверен что в ближайшее время независимые площадки города будут развиваться и открываться новые, появляется потребность в новых кадрах и именах.

 

- Давайте развенчаем один из стереотипов о Ростове (Ростов-папа, бандитский город и тд). Выберите ваш “любимый” и скажите, почему так больше неактуально.

 

Лейли:

В Ростове-на-Дону, как и почти во всей России, есть привычка утверждать что-то вроде того, что «ничего не происходит», но нужно говорить об отсутствии видимости событий. Мы знаем, что здесь живут талантливые люди, которые что-то создают и даже организовывают, но очевидна нехватка культурных менеджеров, инфраструктуры и медиа-ресурсов, чтобы это проявить.

 

Дима:

Полностью согласен с стереотипом « ничего не происходит», формируется новый культурный Ростов в своем темпе, но формируется. Думаю что в ближайшие годы это станет очевидно для всех.

 

Лейли Асланова и Дмитрий Цупко

Лейли Асланова и Дмитрий Цупко 

- Что для вас самое главное в жизни и работе в Ростове?

 

Лейли:

Это романтическая и идеалистичная среда людей, которые сочиняют мечты, а потом идут их и сами исполняют.

 

Дима:

Я люблю Ростов, для меня он обладает абсолютным обаянием и харизмой, и хочется чтобы он с каждым годом становился лучше.

Городской вайб, центры,галереи, тусовки , группы , коллаборации — создают личности , которые рождаются и формируются в своем городе , но в какой то момент им становится мало того что может предложить им местная городская культура . И часть из них покидают город в поисках недостающего контента , а часть остаются и пытаются организовать недостающие им элементы на месте .

В какой-то степени система сама себя воспроизводит всегда рождаются люди которые хотят быть военными , но рождаются и те которые хотят быть художниками .

Есть люди которые хотят сделать свой город лучше, и я вдохновляюсь такими личностями.

Как писал Шопенгауэр :

«Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать».

Мы формируемся под воздействием социума и разного набора культурных кодов , что именно натолкнуло нас на тот или иной путь не всегда очевидно( если это конечно не крепкая и властная родительская рука ).

 

- Поделитесь планами? Чего нам ждать от Макаронки в ближайшее время?

 

Лейли:

Мы продолжим показывать проекты местных художников и возобновим практику приглашать авторов из других городов. Еще загадываю представить в этом году работы ростовских авторов за пределами региона и даже России. И если до конца быть мечтательницей, то я хочу, чтобы у нас появилось достаточно ресурсов, чтобы мы смогли собрать собственную труппу театра.

 

Дима:

Мы в процессе работы над двумя спектаклями вне стен Макаронки, также планируем делать читки и проекты в интересных местах города, больше выходить за привычные рамки театральной сцены.

Ищем новые таланты и ресурсы привлекать к работе над проектами режиссеров из других городов.

Планируем увеличить команду.

В общем впереди много интересных и захватывающих проектов.

 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: