Куратор художественной галереи «Ростов» Ирина Ровер рассказала «РнД.Собака.ru» как правильно ходить на выставки, быть счастливым и менять свою жизнь к лучшему
Начну со своей любимой истории о том, как библиотекарь и работник почты собрали 4870 картин или даже больше.
Может быть, они дети мультимиллионеров, которые покупали картины на деньги мамы и папы, а работали на своих скромных работах ради творческой самореализации? Но нет.
Он — Герберт Фогель, родился в семье русского эмигранта. Не получил среднего образования, служил в армии США во время Второй мировой, а впоследствии работал на сортировке писем на почте до пенсии.
Она — Дороти Фогель, родилась в семье торговца канцтоварами, получила высшее образование, работала библиотекарем в Бруклинской библиотеке до выхода на пенсию.
Оба проработали более 50 лет государственными служащими, жили в двухкомнатной съемной квартире и собрали одну из самых ценных коллекций художественных произведений в Соединенных Штатах.
У супругов не было детей. По их квартире бродили восемь кошек и двадцать черепах с именами Мане, Ренуар, Коро и т.п.
Когда читаешь об этом, может показаться, что их жизнь была скучной и однообразной. Это не так. Супруги Фогель были знакомы со многими ныне известными художниками, ходили на бесчисленное количество вернисажей, пользовались большим авторитетом в художественном сообществе. Считалось престижным попасть в их коллекцию или быть приглашенным на обед, который регулярно устраивала пара.
По воспоминаниям их современников, Герберт и Дороти на каждой выставке обязательно знакомились и разговаривали с художником, рассказывали о себе и начинали дружить. Они получали большие скидки или рассрочку при покупке. Часть работ получили в подарок как благодарность за искреннее восхищение автором и его картинами. А однажды им подарили работу за то, что они присмотрели за котом художника.
Со временем пара стала проводить выставки картин, которые находились в их коллекциях, что помогало известности художников. И опять все шло по кругу — скидки, рассрочки, подарки. При этом они ни разу в жизни НЕ ПРОДАЛИ ни одной картины.
Каково, по-вашему, продолжение истории? Вместо обеспеченной старости, для которой достаточно было лишь время от времени продавать некоторые из полученных произведений, Герберт и Дороти выбрали другой путь. В 1992 году они подарили свою коллекцию Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Эту галерею они выбрали, потому что она не берет плату за вход и не продает подаренные работы, — они хотели, чтобы их достояние принадлежало общественности.
Чтобы отблагодарить за дар, галерея выделила им небольшое ежегодное пособие. Они использовали его на то, чтобы продолжить коллекционировать. И в уже конце 2008 года сделали проект The Dorothy and Herbert Vogel Collection: Fifty Works for Fifty States. Пятидесяти художественным учреждениям во всех пятидесяти штатах США было пожертвовано 2500 работ из коллекции супругов, включая картины, скульптуры, фотографии и гравюры.
Сложно, конечно, представить сейчас, что почтальон и библиотекарь в России будут покупать работы на выставках. Еще сложнее представить, как с небольшим доходом можно стать коллекционером.
Вероятно, вы постоянно ходите в музеи и на выставки, прекрасно разбираетесь в направлениях, стилях и наслаждаетесь всем, что видите. Но, возможно, кто-то другой давно нигде не был, потому что наше новое имя — цейтнот и времени ни на что не хватает. Бывает, нет сил и настроения любоваться искусством, а иногда непонятно, чем тут любоваться.
Искусство не всегда приносит радость. Его основная задача — заставить наблюдателя чувствовать, переживать, ощущать жизнь и происходящее как можно острее. Словно влюбленность, из-за которой может кругом идти голова или благодаря которой весь мир становится ярче, а все мысли только об одном человеке. И это делает нас, надеюсь, счастливыми. Именно обострение ощущений и дает нам искусство. Только из-за этого и стоит ходить на выставки и украшать дом произведениями искусства.
Чтобы не быть голословной, я попросила своих подписчиков в инстаграме прислать мне свои истории. И с удовольствием поделюсь некоторыми из них, а также личными наблюдениями и размышлениями.
Одна из подписчиц рассказала мне, что купила на выставке картину, а потом познакомилась с ее автором лично и влюбилась в него. Кстати, он в нее тоже. А у нас в галерее есть один гость, который приходит на одну и ту же выставку 3-5 раз и каждый раз с новой девушкой. Мы очень радуемся его визитам. Приносим ему каталоги других художников и рассказываем его девушкам о картинах, висящих на стенах. Вход у нас бесплатный, гостей мы любим, и парень выглядит при любом дальнейшем раскладе интеллектуалом.
А если серьезно, то у походов на выставки, чтобы не разочароваться, есть свои правила. Когда мы идем на выставку, мы чего-то ждем. Возможно, посмотреть картины, возможно, показать себя. Есть очень простые правила, чтобы провести прекрасно время, одновременно учиться разбираться в искусстве и менять себя к лучшему.
Во-первых, узнайте, куда вы идете и что вас ждет. Даже по дороге на открытие можно почитать в Сети о галерее, предстоящей выставке, художнике и его работах. Чем больше вы будете знать, тем меньше шансов выглядеть глупо и ляпнуть про «слабую руку автора». Как правило, все считают, что хорошо понимают классическое искусство, а современное — мазня и «вы, ваши дети, ваша бабушка и ваша собака рисуют лучше». Даже если это так, стоит промолчать.
Откройте глаза, смотрите как ребенок. Не сравнивайте! Задача искусства состоит в том, чтобы показать нашу реальность с другой стороны, заставить думать, переживать, обсуждать, сомневаться. И да, я уже об этом говорила.
Во-вторых, общайтесь на выставках. Если вы ничего не понимаете в увиденном, не бойтесь спрашивать: задавать вопросы можно и нужно куратору выставки, художнику или экскурсоводу, если они окажутся рядом. Поверьте, искусствоведы, арт-критики и даже художники, попадая на вернисаж к коллегам, тоже задают вопросы. Профессионалы всегда обмениваются мнениями и получают информацию у более приближенных к выставке людей, и в этом нет ничего стыдного. Наоборот, чем больше вы задаете детальных вопросов, тем больше показываете заинтересованность, и эта страсть к знаниям будет характеризовать вас только с самой хорошей стороны и покажет, что вы пришли на выставку именно ради искусства, а не для того, чтобы выгулять свежекупленный наряд или просто сделать пару сториз.
Именно это делали супруги Фогель. Ходили на выставки, разговаривали, дружили, слушали, а потом и сами устраивали выставки. Они покупали недорогие работы небольшого формата, которые доступны на любой современной выставке: фотографии, графику, эстампы. И очень много произведений получили в подарок. Сначала за искреннее восхищение и попытки разобраться в творчестве непризнанного в тот момент автора, а потом за то, что уже было честью попасть в их коллекцию.
Искусство и счастье неразделимы. Людям нужно искусство, чтобы чувствовать себя счастливыми, оно наполняет нас эмоциями и вдохновляет. Оно незаметно и неизбежно меняет нашу жизнь, так как в нем обыкновенное встречается с необыкновенным — это то, что стараемся делать мы, художники, кураторы, искусствоведы.
Фото: архив редакции
Подписывайтесь на нас в социальных сетях: Instagram, VK и Facebook и наш Telegram канал - подборка главных новостей за день
Комментарии (0)