• Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Поделиться:

Почему мы разучились читать — объясняет Татьяна Черниговская

Нейролингвист, профессор СПБГУ и номинант премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» Татьяна Черниговская в эфире телеканала «Культура» рассказала, как сегодня воспринимают информацию и почему люди движутся к отказу от чтения. Мы записали основные тезисы.

Типы чтения

Текст на бумаге, коже, глиняной табличке или экране компьютера объединяет одно — в первую очередь, это текст. Разница восприятия этого текста зависит не от носителя, а от двух разных типах чтения: линейном и поисковом. Современные люди привыкают работать в режиме гипертекста: вы читаете, потом какое-то слово или выражение вызывают у вас интерес, вы кликаете по гиперссылке и «проваливаетесь» в него. Так можно уйти очень далеко от первоначального текста. Из этого следует, что изменился сам способ чтения. Люди с большим трудом переваривают длинные тексты от начала до конца — и это тревожный знак. Это значит, что чтение в привычном для нас смысле исчезает.

Сама я по-прежнему читаю серьезные книги только в печатном виде: мне нравится держать их в руках, ощущать бумагу. Но поскольку я вынуждена по роду деятельности изучать очень много научных статей и рецензировать работы, я, конечно, делаю это с компьютера — в том числе по диагонали. Ситуация изменилась, и я не настолько ретроградка, чтобы отрицать это.

Как тексту удерживать внимание?

Есть сведения о том, что людям цифровой эпохи становится все сложнее удержать внимание. Не скажу, что этим страдают все, но движение в сторону «нечтения» существует. Сейчас дети в школах часто читают вместо произведений их краткие содержания: «Преступление и Наказание» или «Война и Мир» на четырех страничках. Как бы мы ни относились к Достоевскому, он никогда не писал детективов на тему «кто старушку хлопнул». Если бы от этих романов осталась только банальная сюжетная канва (кто на ком женился, кто с кем развелся), то это были бы совсем другие книги, и Толстой, и Гоголь, и Пушкин перестали бы быть авторами. Вопрос: зачем это делают? Вероятно, потому, что нельзя прочесть этот огромный текст. Сторонники подобного сокращения обычно объясняют все тем, что ребенок не может понять столь сложные произведения. Следуя такой логике, мы должны убрать из школьной программы всю классическую русскую литературу. Так что это не только новый способ чтения, но и другой способ мышления, гораздо более рваный.

Не исчезнет ли чтение?

Человечество все больше движется в сторону картинок, комиксов. Зачем я буду читать тексты, если есть изображения, которые компактно описывают ситуацию? Уже началось и дальше будет только усиливаться неприятное расслоение социума на тех, кто не хочет углубляться в смыслы, и снобов, интеллектуалов, умников, которые будут чувствовать превосходство над первыми. Это плохой сценарий.

В качестве оптимистической ноты я бы сказала так: если детям попадется умный учитель литературы с хорошим вкусом, то он покажет им, какое это удивительное занятие — читать, их будет не оторвать от книги (потому что это очень интересно). Я иногда думаю: какое счастье, что гении, жившие на этой планете, написали книги. Их, как физических единиц, уже нет, но ты все равно можешь продолжать с ними общаться. И это даже диалог. Ты читаешь, сомневаешься, а они тебе потом отвечают. Прошло шестьсот лет, тысяча, а ты все еще с ними разговариваешь. Вот где настоящее бессмертие!

Текст: Илья Каминский

Люди:
Татьяна Черниговская

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: