• Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Поделиться:

Алексей Лысенко: «Хороший лектор – это человек, который постоянно учится сам»

Доцент кафедры «Робототехника и мехатроника» ДГТУ, председатель Совета молодых ученых ДГТУ и победитель всероссийского конкурса «Лучший лектор страны» возглавил сборную вуза debug, которая заняла второе место на национальном этапе Международных робототехнических соревнований «Евробот-2017».

Как стать лучшим лектором страны?

Хороший лектор – это человек, который постоянно учится сам. Это особенно важно для отрасли технических наук и высокотехнологичных знаний, где все очень быстро меняется. Иногда бывает так, что студент знает что-то новое, чего не знаю я, в этом случае можно и нужно у него учиться, ничего зазорного в этом нет. Должен быть какой-то симбиоз со студентами. Я стараюсь затеять с ними диалог, а не просто вести монолог с трибуны. Добиваюсь того, чтобы они не ждали, что лектор им все расскажет, а научились сами добывать знания, сегодня это самый важный навык.

Под вашим руководством студенты постоянно участвуют в конкурсах и соревнованиях. Что это дает?

Вовлечение студентов сразу в коммерческие разработки – невозможно. Они не могут с ходу реализовать крупный проект. А участие в конкурсах мотивирует. Здесь есть точный дедлайн и проект. Это такой вин-вин: выиграл – хорошо, получил почет и грамоты, повышенную стипендию. А если проиграл, набрался опыта и получил стимул развиваться дальше, чтобы вернуться через год и выиграть. Мы ездим на разные международные соревнования с 2012 года, тогда руководителем команды был Алексей Гоноченко. Сейчас он работает в «Сколково». Регулярно бываем на ABU Robocon, это соревнования, основанные Азиатско-тихоокеанским вещательным союзом. В разные годы мы занимали там десятое и четырнадцатое места, дважды становились шестыми. Это очень хороший результат для соревнований такого уровня.

Вы довольны вторым местом на «Евробот-2017»?

Первое место мы уступили команде «Сколково», и это не стыдно, потому что у них действительно очень толковые ребята. На соревнованиях у нас было два робота, один из них в процессе отказал, но нам удалось обойти оставшиеся команды на одном роботе. Так что да, я доволен.

Как проходили соревнования?

На подобных мероприятиях каждый год берется какая-то социально значимая тематика и инкапсулируется в игровой режим. В этот раз была тематика «Город на Луне». Сейчас сильно пропагандируются полеты на Марс, в частности, со стартом экспедиции с орбиты Луны. На Луне слабее притяжение, и, если с нее стартовать на тех же мощностях, что и с Земли, можно улететь гораздо дальше. Поэтому стоит задача оперативного строительства перевалочной базы на Луне. Фактически «Город на Луне» – это имитация такого режима, и роботы команд-участников должны организовать этот старт. Они высаживаются на условную поверхность Луны, где есть условные кратеры, в которых есть шарики разного размера, и шарики большого размера – это условная полезная руда, которую робот должен найти. Второй этап: по игровому полю разбросаны ракеты, в которых есть цилиндры. Они разного цвета для двух команд – синего и желтого. Задача робота – вытащить свои цилиндры и в предназначенном месте построить из них заданную конструкцию – лунную базу. На первый взгляд, это может показаться забавной игрой, но технологии в это заложены очень сложные. Роботы работают автономно, они должны распознавать объекты, перемещать их в нужные места, самостоятельно принимать решения. Эти частично не детерминированные условия и система управления, как и оснащение сенсорикой, должны быть сделаны на таком уровне, чтобы робот мог справиться с этими задачами без помощи оператора.

 

Текст: Галина Никогосова

Фото: Selektor

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: