• Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Поделиться:

Как в 82 года математик и альпинист Марк Башмаков делает в Эрмитаже выставки книг Дали и Миро

Математик, альпинист и собиратель livre d'artiste Марк Башмаков даже в 82 года начинает день с бегового тренажера и открывает 14-ю выставку своих коллекционных изданий с графикой Миро, Пикассо и Уорхола в Эрмитаже. «Собака.ru» узнала у человека-легенды как в 60-е он работал над инновационной физико-математической школой, почему для альпиниста ум первостепенен и зачем он собирает книги, созданные Матиссом, Леже и Дали.

Брюки Corneliani, бадлон Brunello Cucinelli, лоферы Tod's (все — ДЛТ) Поло Gucci, кроссовки B-Ball Soccer Adidas Originals by Alexander Wang (все

Брюки Corneliani, бадлон Brunello Cucinelli, лоферы Tod's (все — ДЛТ) Поло Gucci, кроссовки B-Ball Soccer Adidas Originals by Alexander Wang (все — ДЛТ)


Что такое livre d’artiste?

Направление в искусстве XX века, придуманное французским маршаном (арт-дилером) Амбруазом Волларом. Тогда живописцы, «настоящие художники» не занимались книжной иллюстрацией — это было отдельным ремеслом. По просьбе Воллара Пикассо и Боннар создавали авторскую графику для дорогостоящих коллекционных изданий, которые отличались дорогой бумагой, часто отлитой вручную, и качественным макетированием. 

Мы с матерью почти всю блокаду провели в Ленинграде, а после возвращения отца с фронта жили в коммунальной квартире, и в нашей комнате стоял шкаф с книгами. Я до сих пор помню, какие это были издания, потому что прочитал все. Я вырос в мире, где текстов не было в свободном доступе. Вот где взять тексты Пастернака или Мандельштама? Как только я стал сам зарабатывать деньги в 1950-е годы, то начал приобретать книги, в том числе редкие, тиражом до 1000 экземпляров. Например, у меня ушло 10 лет на то, чтобы собрать все 88 номеров журнала «Аполлон», в котором печатались Ахматова, Гумилев, Блок.

На выставке «Цвет, ритм, юмор»: Книги Жоана Миро из собрания Марка Башмакова, которая проходит в Главном штабе до 2 февраля 2020 года

На выставке «Цвет, ритм, юмор»: Книги Жоана Миро из собрания Марка Башмакова, которая проходит в Главном штабе до 2 февраля 2020 года

Жоан Миро. «Адриан де Монлюк. Гротескный придворный». 1974/1975

Жоан Миро. «Адриан де Монлюк. Гротескный придворный». 1974/1975

Я всем говорю, что я не коллекционер. Когда Пиотровский так меня представляет, я поправляю: «Михаил Борисович, я исследователь, я ученый прежде всего». Я заинтересовался livre d’artiste потому, что изучаю возможности человека с точки зрения восприятия визуальных образов. Конечно, если я ищу какое-то издание, то я как коллекционер проверяю аукционы, использую обширные знакомства среди европейских антикваров. Сейчас у меня есть около 1500 книг, лакун в собрании не так много. Мне очень нравится издание «Логики без труда» Льюиса Кэрролла, проиллюстрированное Максом Эрнстом. Книга эта в общем научная, про математику, а произведения сюрреалиста Эрнста запускают творческую работу образа в голове у ученика. Такая книга — самостоятельный объект, где неразрывно соединяются текст, изображение и типографика. Вопрос о том, заменит ли экран планшета книгу, еще не решен. Человек так устроен, что если он читает с монитора, то диапазон восприятия информации сужается. Я вчетверо быстрее читаю бумажную книгу, чем электронную. Иллюстрации создают дополнительные «зацепки» для сознания.

Недавно я провел две лекции в Эрмитаже на выставке книг Жоана Миро из моего собрания. Кто-то прокомментировал, мол, тут абстракция какая-то, непонятно, что нарисовано. А один человек сказал: «Смотрите, вот это мост, а вот это — сова». Даже я вздрогнул: «Где же там сова по его представлениям?» В этом весь смысл искусства, которое появилось в XX веке, — не показывать что-то ясное и «сделанное», а заставлять человека работать, чтобы он сам участвовал в создании произведения. Современное искусство побуждает давать собственную интерпретацию, а не восклицать: «Ах, это хорошая иллюстрация к роману Жюля Верна!»

Фернан Леже. «Блез Сандрар. Конец мира, заснятый ангелом собора Парижской Богоматери». 1919

Фернан Леже. «Блез Сандрар. Конец мира, заснятый ангелом собора Парижской Богоматери». 1919

Есть малообразованные люди, которые приходят в музей и говорят, что Матисс — это мазня. Ничего особенного — так было и 100 лет назад. Я неоднозначно отношусь к искусству последних 20–30 лет, но списываю это на собственную неразвитость. Художники изобретают новые приемы, к восприятию которых я не подготовлен. Например, недавно в Париже видел выставку, где к потолку подвешены сковородки разных форм и размеров. Люди плохо учатся новому, особенно взрослые — моя жена до сих пор не любит звонить мне в скайпе. Зато дети прекрасно понимают абстрактное искусство. Зайдите в Библиотеку книжной графики, там ребята с удовольствием рассматривают каталоги с работами Эрнста, Уорхола, Раушенберга.

Поло Gucci, кроссовки B-Ball Soccer Adidas Originals by Alexander Wang (все — ДЛТ)

Поло Gucci, кроссовки B-Ball Soccer Adidas Originals by Alexander Wang (все — ДЛТ)

Законы об образовании сейчас сочиняют люди, которые не разбираются в философии и педагогике. Школа в принципе не может жить по закону — школа живет по понятиям. Это не бандитская терминология на самом деле. Учитель должен работать по понятиям, которые в него заложены, переписать их на юридический язык нельзя. Каждый новый закон в этой сфере — минус для школьной системы.

Когда-то мы не могли себе представить, что в каждой школе появится компьютер. Помню, как на одном совещании по этому вопросу выступал бизнесмен, который недавно приобрел здание бывшего дома культуры — оно стоило как два компьютера. Цифровое обучение считалось фантастикой, а теперь государство массово заказывает ноутбуки в школы. Это решило проблемы образования? Нет. Сейчас учебники хотят заменить на планшет. Это неоднозначная идея с точки зрения человеческой физиологии, и мне кажется, что потеряем мы от этого гораздо больше, чем приобретем. Среди разработанных мною пособий по математике есть экземпляры, иллюстрированные цветными репродукциями Кандинского и Гончаровой — но они стоят дорого. Когда чиновник решает, закупить ему учебник за 50 рублей или за 100, то выбор чаще всего падает в пользу первого.


«Школа в принципе не может жить по закону — школа живет по понятиям. Это не бандитская терминология на самом деле».

Академическую гимназию (ФМШ № 45) мы организовали фактически за 1,5 месяца. 23 августа вышло решение Совета Министров, а 14 октября ребята, приехавшие со всего Союза, уже начали учиться. Как организатору мне был дан карт-бланш. Председатель городского комитета по образованию сказала: «Выбирайте любого директора из имеющихся в городе». Я пришел к декану физфака и взял трех аспирантов на должности учителей физики, из которых двое стали потом академиками. До сих пор я помню по имени каждого преподавателя и воспитателя из первого состава. 

Почему меня ценят альпинисты? Потому что на высоте голова гораздо важнее, чем умение хвататься за что-то. Я 15 лет был капитаном молодежной сборной, хотя физически я был слабее большинства. Во время восхождения нужно принимать решения, искать маршрут и делать сложный выбор.  

Математик и педагог

Башмаков — доктор наук, сделавший блестящую карьеру университетского преподавателя и математика. Истинное призвание он нашел в сфере организации математического образования — под руководством Марка Ивановича вышло 50 учебников. Кроме того, он придумал массовый международный конкурс-игру «Кенгуру» для самых обычных школьников, не побеждающих в математических олимпиадах.

Академическая гимназия и 610-я школа

В 1963 году Башмаков с группой друзей-ученых поняли, что Ленинграду необходима математическая школа-интернат при ЛГУ по образцу уже существовавшей в Новосибирске. Благодаря поддержке академиков Зельдовича, Кикорина и Колмогорова им удалось в рекордные сроки открыть ФМШ № 45, которая сейчас называется Академической гимназией. В конце 1980-х Башмаков принимал участие в создании 610-й классической гимназии, например, он настаивал на обязательном обучении школьников латыни и греческому.

«Кабинет книги художника» в Эрмитаже

Первая выставка livre d’artiste из собрания Марка Башмакова прошла в Эрмитаже в 2013 году. Через четыре года в Главном Штабе появился зал «Кабинет книги художника» — каждые несколько месяцев там проходят выставки livre d’artiste: от Пикассо до Роберто Матта. Марк Иванович подарил музею 40 редчайших изданий, в том числе «Метаморфозы» Овидия с работами Пикассо и «Параллельно» Поля Верлена с литографиями Пьера Боннара.

Альпинист

Башмаков занялся альпинизмом поздно — ему было уже за 30, однако спустя три года после первой поездки в альпинистский лагерь он стал кандидатом в мастера спорта. Покорив все семитысячники Советского Союза, Башмаков завоевал звание «Снежный барс».


«Цвет, ритм, юмор»: Книги Жоана Миро из собрания Марка Башмаков»
«Книга художника: от Пьера Боннара до Энди Уорхола. Дар Марка Башмакова Государственному Эрмитажу»
Государственный Эрмитаж, Главный штаб
до 2 февраля 2020 года

Текст: Генералова Александра
Фото: Алексей Сорпов
Стиль: Маргарита Шмакова
Свет: Антон Попов (SKYPOINT)

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: