• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Игорь Нарижний

Совладелец туристического агентства и экскурсовод-любитель создал инициативную группу по спасению мозаичных панно в ростовских переходах и добился, чтобы один из них внесли в список выявленных объектов культурного наследия.


Как получилось, что вы оказались в центре истории с мозаикой?


Когда в прошлом году начали ремонт переходов и интернет облетели фотографии, на которых было видно, что сбили плитку со старыми указателями и подбираются к мозаичным панно, считающимся городской достопримечательностью, общественность взбунтовалась. Была большая полемика по поводу цвета новой плитки и того, как она сочетается со старыми панно, и по поводу множества других вопросов. Сначала я наблюдал за этим со стороны, но потом мне стало интересно, про что эти мозаики, зачем их сохранять и в чем их ценность. Как раз тогда я посмотрел новую экранизацию «Тихого Дона», решил перечитать роман и увидел, что некоторые панно — это иллюстрации к роману, причем очень точные, с четким соблюдением всех деталей. Начал узнавать подробности. Выяснилось, что, например, в мозаике с буденновцами зашифровано сразу несколько произведений Шолохова: «Тихий Дон», «Жеребенок», «Нахаленок». В итоге я насобирал много информации и решил устроить экскурсию по мозаикам. Первую сделал в марте для своих друзей, потом полетел ОБС (один блогер сказал), и об этих экскурсиях начали говорить в Facebook.


Но на этом вы не остановились и начали акцию по освобождению мозаики от ларьков, которые ее загораживают.


Весь интерес в том, что панно отражают историю города и края. Например, сейчас администрация активно занимается развитием туристического бренда Ростова. Сделали логотип города, представляющий собой абстрактную панораму. При этом в переходе на пересечении Буденновского проспекта и Московской улицы есть мозаика с видом Ростова, ее создавали в тот момент, когда город только застраивался, поэтому выкладывали ее по эскизам. И люди не видят это панно, потому что его загораживают ларьки. В 2009 году открыли памятник основателям крепости Димитрия Ростовского, и это хорошо. С другой стороны, сорок лет назад в том же переходе на Буденновском была создана мозаика на эту же тему, но последние двадцать лет она тоже скрыта. Я понимаю, что были тяжелые времена и все зарабатывали как могли, но сейчас они меняются, и, судя по тому, что экскурсии и прочие мероприятия, связанные с городом, набирают популярность, люди начинают обращать внимание на его историю, и нужно им ее возвращать.


Как вам удалось добиться того, что один из переходов внесли в список выявленных объектов культурного наследия?


Я пошел в Публичную библиотеку, нашел газету 1972 года, где было написано, что мозаики в переходе на пересечении Буденновского проспекта и Московской улицы были сделаны в 1972 году. То есть с момента их создания прошло сорок лет, а по прошествии этого времени объекту можно присвоить такой статус. Мы с общественной организацией «Городской патруль» написали запрос в администрацию и получили положительный ответ. По другим переходам мы пока не можем этого добиться, потому что время создания панно разное. По переходу на Кировском проспекте мы располагаем только косвенными подтверждениями, а панно в переходах на пересечении Буденновского проспекта и Большой Садовой улицы и на Ворошиловском еще нет сорока лет.


ЛЮДИ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НА ИСТОРИЮ ГОРОДА, И НУЖНО ИМ ЕЕ ВЕРНУТЬ
 

Сейчас вы готовите календарь с мозаиками на 2017 год.
Как появилась эта идея?


Мозаики — это яркий визуальный образ, который мог бы хорошо смотреться на сувенирах, но до сих пор этого никто не делал. Я не преследую коммерческих целей, это очередная попытка удержать волну интереса к мозаикам. Я списался с дизайнером Ольгой Головиной, с которой познакомился как раз во время всей этой истории, мы кинули клич в Facebook, что нам нужен фотограф, откликнулся Николай Горбунов, человек до этого нам совершенно не знакомый. Мы встретились, поговорили, он согласился, только сказал, что мозаики очень грязные и их нужно чистить. В итоге мы в течение нескольких вечеров их мыли, сначала сами, а потом подтянулись добровольцы из того же Facebook. Сейчас у нас есть почти триста заказов, а еще идеей заинтересовалось одно крупное туристическое агентство, которое хочет издать подобный календарь самостоятельно.


Наверное, вся эта деятельность отнимает массу времени. Как вы все успеваете?


Долгое время я работал руководителем туристического агентства, после кризиса рынок пошел на спад, а у меня появилась возможность заниматься тем, что мне интересно. В прошлом году я увлекся петанком. В этом году на первый план вышла эта история с мозаиками. Отчасти она помогла мне посмотреть на родной город с точки зрения туриста, и я начал замечать вещи, на которые раньше не обращал внимания. Так появилась идея водить экскурсии.


Вы историк по образованию?


Нет, экономист. Хотя у меня, конечно, гуманитарный склад ума. Я никогда не занимался историей, но в какой-то момент мне это стало интересно. Наверное, это возрастное. Когда тебе двадцать лет, живешь собственными интересами, потом заводишь семью, детей и все время уделяешь их воспитанию, а когда дети подрастают, начинаешь думать, что дальше. И так получилось, что меня нашла история, или я ее нашел. Это просто совпадение. Моя супруга говорит, что если бы ей пятнадцать лет назад кто-то сказал, что я стану экскурсоводом, она бы ни за что не поверила.


В 2015 году Игорь зарегистрировал Федерацию петанка Ростовской области и дважды в год проводит фестивали по этому виду спорта, на которые приезжают игроки из других городов Южного федерального округа. Осенний фестиваль называется October Face, потому что проходит в парке Октября, а основная его аудитория появилась из социальной сети Facebook. Еще одно ежегодное меро¬приятие Федерации — Фестиваль Юга России, проходит в разных городах: Новороссийске, Ставрополе и Ростове.

Текст: Галина Никогосова

Фото: Федор Величко

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: