• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Николай Аничков: «Может быть, к пенсии буду соответствовать своей фамилии»

Дирижер хора и барабанщик — потомок древней дворянской фамилии, которая известна всем благодаря мосту, построенному одним из Аничковых. Выпускник Консерватории стал первым музыкантом в своем 700-летнем роду.

на николае аничкове: брюки и жилет ralph lauren, пиджак Moncler (все — ДЛТ)

на николае аничкове: брюки и жилет ralph lauren, пиджак Moncler (все — ДЛТ)

на николае аничкове: брюки и жилет ralph lauren, пиджак Moncler (все — ДЛТ)

на николае аничкове: брюки и жилет ralph lauren, пиджак Moncler (все — ДЛТ)

Наш род ведет свое происхождение от татарского царевича Берка — он приехал из Большой Орды на службу к московскому князю Иване Калите и в 1301 году принял при крещении имя Аникия. Так возникла фамилия Аничковых, в которой были стольники, думные дворяне, воеводы Курска, Яро­славля, Уфы и Чебоксар, основатель города Новокузнецка, посол в Швеции во времена царя Алексея Михайловича. Но, конечно, самым известным стал майор, а впоследствии полковник Михаил Аничков, который при Петре I руководил строительством первого моста через Фонтанку, — в его честь окрестности получили название Аничковой слободы. В XIX веке были попытки переименовать мост в Нев­ский, а соседний с ним императорский Аничков дворец в Николаевский, но эти названия почему-то не прижились. Да, имя Аничков сохранилось потому, что оно звучное, однако наш род действительно оставил заметный след в истории России. Выдающимся ученым был мой прапрадед, академик Сергей Викторович Аничков.

Аничковы и родственники, носящие другие фамилии, собираются в день рождения супруги Сергея Викторовича в квартире младшей дочери академика Марии Сергеевны. В большой гостиной за огромным столом встречается до тридцати человек, и хотя бы раз в году повидать всех родных — это очень приятно. На этих собраниях всегда царит очень добрая атмосфера. Когда я прихожу в гости к Марии Сергеевне, она рассказывает, каким чувством юмора и тактом обладал ее отец, но главное — как много он трудился. Прапрадед прожил очень долгую жизнь, почти девяносто лет — родился в 1892 году, а умер в 1981-м и до последних дней в обязательном порядке занимался научной работой. И ученики академика Аничкова ежегодно устраивают собрания в день его памяти.

Дед академика Аничкова по материнской линии — генерал Эдуард Иванович Тилло

Дед академика Аничкова по материнской линии — генерал Эдуард Иванович Тилло

Будущий академик Сережа Аничков с братом Всеволодом

Будущий академик Сережа Аничков с братом Всеволодом

Фантазийный портрет строителя Аничкова моста офицера Михаила Аничкова работы его потомка, художника Надежды Юрьевны Аничковой

Фантазийный портрет строителя Аничкова моста офицера Михаила Аничкова работы его потомка, художника Надежды Юрьевны Аничковой

Герб с оленем, бегущим по синему фону, был дарован роду Аничковых во второй половине XVII века.

Герб с оленем, бегущим по синему фону, был дарован роду Аничковых во второй половине XVII века.

Сергей Аничков (восьмой слева) на учениях в селе Прображенском. 1914 год

Сергей Аничков (восьмой слева) на учениях в селе Прображенском. 1914 год

Сергея Викторовича называют отцом русской нейро­фармакологии. Уйдя добровольцем на фронт в годы Первой мировой войны, студент-медик, который был учеником нобелевского лауреата академика И. П. Павлова, дослужился до звания штабс-капитана Измайловского полка. Поразительно, что первыми его наградами были Георгиевские медали за храбрость и орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, а среди последних — медаль Героя Социалистического Труда.

У Сергея Викторовича не было сыновей, только четыре дочери, и я никогда не скрываю, что фамилия в нашем роду уже трижды передавалась по женской линии — моими прабабушкой, бабушкой и мамой. Уже в свидетельстве о рождении я был записан как Аничков. Если моя дочь Ольга, которой нет еще и годика, в молодом возрасте сделает карьеру именно как Аничкова, я, наверное, порадуюсь ее желанию и в браке сохранить эту фамилию.

Наша семья пережила очень много испытаний на протяжении нескольких поколений. Когда в 1937 году Сергея Викторовича, как врага народа, посадили на десять лет по ложному доносу, его жена нашла приют в доме своей сестры, урожденной Уразовой, а в замужестве Левандо. И сегодня люди, носящие эти фамилии, живут одной семьей.

Моя прабабушка мечтала о профессии музыканта, но из любви к отцу решила продолжать его дело и стала врачом. Жизнь бабушки Надежды Юрьевны перевернулась, когда не стало ее родителей-медиков — круглой сиротой она оказалась в возрасте девяти лет. Дед-академик воспитывал ее наравне с собственной младшей дочерью. Бабушка с раннего детства увлеченно рисовала, но, восхищаясь своим дедушкой и опекуном Сергеем Викторовичем, поступила в медицинский институт. Однако затем она все же сделала свой собственный жизненный выбор: окончив Театральный институт как художник кукольного театра, она работала на Ленинградском телевидении и в Театре комедии, иллюстрировала книги. В 1990 году бабушка организовала культурно-историческое общество «Старый Петербург», призванное сохранять память о городе и людях, которые его прославили. Выставки ее графики, акварелей и живописи проходили в Париже, Берлине, Биаррице, Петербурге. Бабушка выпустила свою книгу «Сны о Петербурге».

Академик АМН СССР Сергей Викторович Аничков создал лечебные препараты дибазол и этимизол.

Академик АМН СССР Сергей Викторович Аничков создал лечебные препараты дибазол и этимизол.

Ноты романса на стихи Лермонтова «Как небеса твой взор блистает», сочиненного офицером Виктором Аничковым — отцом академика Сергея Аничкова

Ноты романса на стихи Лермонтова «Как небеса твой взор блистает», сочиненного офицером Виктором Аничковым — отцом академика Сергея Аничкова

Мама Николая Алена Аничкова была художником- декоратором

Мама Николая Алена Аничкова была художником- декоратором

Коля Аничков с бабушкой Надеждой Юрьевной. 1999 год

Коля Аничков с бабушкой Надеждой Юрьевной. 1999 год

Четыре сестры — дочери акаде- мика Сергея Викторовича Аничкова

Четыре сестры — дочери акаде- мика Сергея Викторовича Аничкова

Моя мама, которая стала художником-декоратором, ушла из жизни в возрасте сорока шести лет. Узнав о том, что ей осталось жить полгода, несмотря на тяжелую болезнь, она взяла себе за жизненное кредо помогать ближним и тратила на это огромное количество сил и энергии. Прожила она после вынесения приговора врачей три года, и люди, знавшие мою маму, не могут забыть ее внимания к себе, вспоминают о ней исключительно тепло.

Я был бы счастлив, если бы мне удалось стать инженером, врачом или военным и продолжить таким образом типичные профессиональные династии Аничковых, но интуитивно я пошел по стопам своего отца и стал музыкантом. Он занимается очень древним видом музыкального творчества — византийским пением, которому учился в Москве, Греции и Турции. Отец давно переехал в столицу, но мы поддерживаем с ним связь. Когда мне было четыре года, мама спросила: «Ты хочешь заниматься музыкой?» Я ответил «да», и с тех пор никто из родных никаких вопросов относительно выбора жизненного пути мне больше не задавал. Я пошел в известную Хоровую студию мальчиков и юношей под управлением Вадима Пчелкина рядом с нашим домом на проспекте Науки, где проучился восемь лет, а затем самостоятельно подготовился к экзаменам и поступил в выдающееся учебное заведение — Хоровое училище имени Глинки при Капелле. Мои вкусы менялись стремительно: в раннем детстве я увлекался родительскими подборками джазовых хитов Рэя Чарльза, Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд, мог до бесконечности слушать записанные на кассетах Второй фортепианный концерт Рахманинова или «Песню Варяжского гостя» в исполнении Шаляпина. В училище и затем в Консерватории, которую я окончил по отделению хорового дирижирования, нам давали колоссальную музыкальную базу. Мне посчастливилось попасть в класс к профессору Татьяне Ивановне Немкиной.

C четырнадцати лет я увлекся ударными инструментами, и это хобби поглотило меня целиком — я иду вслед за дядей моего отца, Михаилом Загребиным. Он меня всегда очень поддерживал, внушал мне, что это мое. Его имя знает любой барабанщик в Петербурге — он является самым известным в нашем городе изготовителем ударных инструментов. Мастерская Загребина с 1975 года выполняет заказы как для военных и симфонических оркестров, так и для известных эстрадных музыкантов.

Мой дедушка со стороны отца, известный филолог-славист Вячеслав Михайлович Загребин умер двенадцать лет назад — долгие годы он работал хранителем древнерусских фондов Российской национальной библиотеки и известен своим переводом древнейшей русской рукописной книги, «Остромирова Евангелия».

Образцом самодисциплины и воспитания собственной личности для меня является дедушка со стороны мамы, потомок дворянского рода Заварицких — когда я захожу к нему в гости, Александр Дмитриевич часто говорит: «Не больше чем на двадцать минут». На столе у него всегда раскрыты книги. Дед работает. Ему шестьдесят восемь лет, он занимается изучением генеалогии своей семьи, написал большое количество книг, коллекционирует, пишет стихи и песни. По профессии он врач-анестезиолог высшей категории, четыре дня в неделю он занят в операционной, пятницу посвящает научной работе, субботу — теннису, а воскресенья — своему маленькому сыну.

Сегодня мне двадцать пять лет, и я играю на ударных в джазовом коллективе со смешным названием SberFunk вместе со своими товарищами по Хоровому училищу — мы исполняем мелодии 1970-х в собственных аранжировках. Это такая солнечная, радостная музыка, что даже если она не приносит тебе большого дохода, то дает массу положительных эмоций. Помимо этого я являюсь барабанщиком оркестра «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга», исполняющего традиционную шотландскую музыку, — мы играем на настоящих инструментах и в аутентичных костюмах. Так называемые пайпбенды, коллективы, которые ведут свое происхождение от военных оркестров шотландских полков, существуют во всех крупных городах Европы. Это почти спорт: играть на волынке или на огромном шотландском барабане очень тяжело физически, требуются постоянные тренировки. Я разрываюсь между игрой на барабанах и своей основной профессией — хоровым дирижированием. По ней я работаю в Академическом хоре Электротехнического университета, имеющем давние и самобытные традиции. А еще я преподаю ударные инструменты в Лицее Горчакова в Павловске, который мне очень нравится: там учатся только мальчики, что напоминает атмосферу Хорового училища. В этом потрясающем учебном заведении воспитанники учатся языкам и танцам, плавают в бассейне, играют в хоккей, регулярно ездят за границу, занимаются уроками труда.

Моя установка заключается в том, что я должен учиться и развиваться, и, может быть, тогда к пенсии буду соответствовать своей фамилии. Я считаю, что создаю базу для последующих поколений. Это очень сложно — быть первым в своем роду человеком новой профессии. Надеюсь оставить после себя более-менее зрелых музыкантов — моих детей и внуков.

текст: Виталий Котов, Наталья Наговицына
фото: Наталья Скворцова, Александра Филиппова, архив семьи Аничковых

Материал из номера:
Август, №187

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: