Он и известный комик из когорты «Аншлага», и серьезный драматический актер, снимавшийся в фильмах Алексея Балабанова и Сергея Овчарова. Недавно Юрий Гальцев возглавил Театр эстрады имени Аркадия Райкина – концертную площадку, которая под его руководством обретет постоянный коллектив и репертуар. А еще артист заканчивает книгу юмористических рассказов в стиле Михаила Зощенко.
Вы ведь сначала поступили в ГИТИС. Почему же решили учиться и жить в Ленинграде?
Меня-то в ГИТИС приняли, а друга моего нет. Он предложил: «Пойдем в Ленинградский театральный институт, туда поступить проще!» И меня опять взяли, а его нет. Вот так Питер стал для меня родным. Раньше моя квартира находилась в доме на Рубинштейна, 23, жильцами которого когда-то были писатель Сергей Довлатов и Аркадий Райкин, наш великий артист.
А теперь вы работаете в кабинете Райкина.
Это не совсем верно. Своего кабинета у меня пока нет. Но про Райкина у меня есть одна интересная история из детства. Классе в четвертом я нашел на улице три рубля и пошел в магазин, где было много всего: зубные щетки, швейные машинки, и в том числе портрет Райкина. А я помнил, что, когда его показывали по телевизору, отец радовался. И я купил этот портрет, он до сих пор хранится у меня дома – черно-белая залакированная фотография. И чего я его взял? Ведь можно было купить что угодно. Ну вот что это? Знак?
Вы уже освоились на новом месте?
Осваиваюсь. Делаю все возможное, чтобы у театра появилось новое лицо. Ведь с тех пор как Аркадий Исаакович переехал в Москву, его детище стало обычной прокатной площадкой. Правда, поначалу оно еще было популярно: здесь выступал театр «Буфф», другие хорошие артисты, я сам выходил на эту сцену – первый раз еще двадцать четыре года назад. Но потом все поутихло, зал начали использовать те, кто платит за аренду, а о профессионализме некоторых из этих коллективов можно и поспорить. Теперь у театра вновь появится репертуар и постоянные артисты. Я боюсь говорить «труппа», потому что мы собираемся брать актеров на договоры.
Это будут ваши коллеги из «Кривого зеркала» и «Аншлага» ?
В том числе, и вы увидите, что это шикарнейшие актеры. Ведь как получается: зрители смотрят передачу, им не нравится чье-то выступление, и они начинают ругать артиста. Но артисты тоже работают по указке, по сценарию. Я с некоторыми из них снимался в кино, и режиссеры говорили: «Знали бы мы их раньше!» Например, Сашка Морозов, который постоянно изображает дурака и дурочку, – великолепный актер. Ему просто не везет. Есть кинорежиссеры, которые не терпят слово «Аншлаг». Мне они говорят: «Юра, мы тебя снимаем только потому, что знаем: ты был там, там и там».
Выходит, остальные вынуждены растрачивать себя попусту.
Ну, во-первых, у «Аншлага» есть своя постоянная аудитория. А во-вторых, это все-таки доход. Как-то один очень известный режиссер сказал мне: «Ты, Юра, будешь у меня репетировать. Репетиции продлятся год». Я говорю: «Хорошо. А платить за это будете?» Оказалось, нет. А мне же семью надо кормить, у меня десять человек на шее: мать, племянница… Если вам заявят, что вы проработаете год бесплатно, а потом вас еще, может, и не возьмут, вы же такого работодателя в жопу пошлете. Это раньше считалось, что актер должен быть голодным. Нет, актер должен нормально жить.
Вы ведь еще и музыкант. На скольких инструментах играете?
«Умца-умца» я на всех инструментах сыграю, а хорошо умею на электрогитаре, на бас-гитаре, на барабане, балалайке. Все это со школы, а откуда взялось, не знаю, я ведь нигде играть не учился.
Есть ли человек, которого вы могли бы назвать своим учителем?
Папа – я всем обязан ему. Он дал мне почувствовать, что я мужчина. Научил любить и дружить. Он мог постоять за себя, даже если против него шли десять человек, и в то же время был поразительно добрым. Невероятно любил природу. Когда брал березовый сок и банка наполнялась, он всегда замазывал отверстие в дереве землей, пластилином, чтобы береза не плакала. И детей своих обожал так, что мог отдать за нас все. Просто плакал от восторга, если что-то у нас получалось. Я сейчас пишу маленькие истории про отца, небольшую такую книжечку, – это подарок моей родне, и будущей в том числе. Каждый день пишу: предложение, два, страницу.
Уже читали кому-нибудь?
Да, друзьям, и все смеялись, спрашивали, кто написал. А я говорю: Райкин, Зощенко, ранние рассказы Аверченко. Там есть такая история, например. Когда мне было года четыре, мы с отцом пошли к папиному другу, у которого рос ребенок, тоже мальчик. Я играл с ним. А у меня были штанишки на лямках с карманами, и я положил в них четыре кубика – украл. Утром папа, вытряхивая штанишки, увидел их и все понял. «Юра, откуда у тебя эти кубики?» – «Нашел». – «А где нашел?» – «На улице». – «Собирай кубики, пошли туда. Вдруг мальчик, который их потерял, пойдет искать?» Мы пошли, я кубики положил и как разревелся: «Он никогда их на этом месте не найдет – я их взял из квартиры!» – «А! Так надо просто положить на то место, где ты взял». Пошел опять со мной к другу и сказал ему, что я ошибся, перепутал. Его сын обрадовался. Начался праздник, отец взял пива, по-моему, еще и водочки, и у нас было такое счастье! А еще я пишу о том, как папа первый раз дал мне подзатыльник – за вранье. Мы же такое вытворяли! Ну ебанько, прости господи.
У вас с дочкой такие же теплые отношения?
Слава богу. Я ее понимаю, а она меня. Она с характером: у нее есть все данные актрисы, но в Театральный поступать не хочет – играет на барабанах в группе. За тройки и двойки я ее никогда не ругал, для меня это в жизни ничего не значит. Единственное, я ей всегда говорю: «Ты должна уметь готовить, пеленать, вязать и стирать». Я в этом смысле такой «старообрядец».
Среди ваших родственников есть священники. Они не упрекают вас за то, что вы лицедействуете?
Но церковь же приветствует, когда у народа хорошее настроение. А я как раз этим и занимаюсь.
Комментарии (0)