Откуда родилась идея издания, почему выбран именно этот период времени?
Книга явилась результатом научного исследования, проводимого мною на протяжении нескольких лет. Тема сейчас востребованная — русский-советский авангард в искусстве и архитектуре во всем мире крайне популярен. Картины Малевича продаются на аукционах по рекордной для русской живописи цене. На творчестве советских архитекторов двадцатых учатся многие западные звезды первой величины. В последние годы выходит уже множество книг на эту тему, но ростовская архитектура такой чести до сих пор не удостаивалась, несмотря на то, что в городе есть шедевры мирового уровня — например, театр Максима Горького.
Как вы в целом оцениваете архитектурный Ростов с точки зрения сохранившегося наследия и современного строительства, вновь возводимых объектов?
В городе исторического наследия, несмотря на разрушительную войну, все еще много. Есть то, что можно назвать исторической средой, которая при разумной реконструкции и реставрации могла бы стать если не туристической Меккой, то, по крайней мере, местом, которое можно было бы без смущения назвать «лицом города».
Если бы вы составляли путеводитель по городу, какие объекты были бы обязательными к посещению?
Еще до начала работы было принято принципиальное решение, что сотрудничать буду с профессиональными графическими дизайнерами. Ирина Кожухарова и Юлия Вялкина, которые фактически стали моими соавторами, предложили такую концепцию оформления, при помощи которой можно рассказать об авангарде не графическими средствами того времени, а современными.
Ваше отношение к «реконструкции» кинотеатра «Россия»?
Я уже не раз высказывался по этому поводу. С любой стороны — культурной, этической — это варварство, а с правовой — настоящий беспредел. Стоит в руинах уничтоженный не фашистской бомбардировкой, а нашими руками памятник архитектуры, один из брендов Ростова. Самое кощунственное то, что эта так называемая «реконструкция» начата с разрешения министерства культуры Ростовской области — организации, которая уполномочена охранять памятники, а не давать добро на их уничтожение.
Как вы пришли к идее проекта «Метод А» и в чем вкратце его суть?
Сейчас принято ругать нынешнее отечественное образование, хотя, конечно, не все так плохо. Но начальная стадия обучения архитекторов у нас, действительно, что называется, «застоялась». В начале прошлого века годы мы были мировыми лидерами не только в архитектурной практике, но и в образовании. А потом многие десятилетия ничего не менялось. Нам показалось очень странным, что архитекторы и дизайнеры, которые, по определению Ричарда Флорида, являются ядром креативного класса, учатся по программе сорокалетней давности. И мы ее радикально обновили, обратившись в том числе и к нашему опыту периода авангарда. Когда книга «Метод А» вышла в печать, мы посылали ее за границу и получили очень лестные отзывы от архитекторов первой величины — Нормана Фостера, Стивена Холла, Питера Цумтора, а также из нескольких ведущих вузов Европы.
Сейчас модно оперировать понятиями «городская среда», «урбанистика». На мой взгляд, городская среда у нас крайне агрессивная и некомфортна для горожанина. Вы с этим согласны или нет?
Согласен, конечно. Посмотрите, как выглядит лицо наших улиц — фасады зданий. И сравните с любым европейским городом. Беспорядочные по форме пластиковые окна (в каком историческом городе Европы вы их видели?), балконы-скворечники, сплит-системы и антенны-тарелки, облепившие здания, как мухи. Все первые этажи изуродованы магазинами-пристройками. И еще — вывески, реклама чудовищного размера и эстетики. Дикость. Но городская среда стала в последнее десятилетие дискомфортной не только визуально. В будние дни по улицам Ростова практически невозможно передвигаться — и пешеходам, и пассажирам общественного транспорта, и владельцам личного автотранспорта. Но решать эту проблему пытаются допотопными методами — расширением проезжей части за счет сокращения тротуаров и распила зелени. Посмотрите, во что превращается реконструируемая улица Горького — в многорядную парковку — ради этого надо было спилить полтысячи деревьев? Есть ведь понятный зарубежный опыт создания комфортной городской среды. Но, видимо, либо это идет вразрез чьим-то интересам, либо просто у власти не хватает ума или воли. Будем надеяться на лучшее. Надо только понять, что без участия горожан, того самого гражданского общества, о создании которого так много говорят, этого достигнуть невозможно.
А еще важно знать,что
Артур Георгиевич Токарев — коренной ростовчанин. Окончил архитектурный институт, в 2000 году защитил кандидатскую диссертацию, посвященную архитектуре и градостроительству Ростова 1920–1930-х гг. Практикующий архитектор, преподает в Академии архитектуры и искусств ЮФУ. Сфера его профессиональных интересов — история и теория архитектуры, методология архитектурного проектирования, педагогика и практическая проектная работа.
Текст: Алексей Матвеенко. Фото: Михаил Колесников
Комментарии (2)