Провинциальный художник с не провинциальным взглядом на искусство, бывший музыкант и вечный живописец, Александр Селиванов — о своем творчестве и о том, как карантин помешал осуществиться американской мечте.
Впервые материал был опубликован в совместном с компанией "СБЕР" коллекционном арт-номере май-июнь 2021.
Полная версия доступна по ссылке.
Ты всегда находился где-то между музыкой и живописью. Все же считаешь себя больше музыкантом или художником?
Я всегда хотел быть живописцем, а вот музыкантом стал случайно. Мы с другом-художником, который тогда оканчивал училище имени А.С. Грекова, решили собрать группу. Это был 1994 год. Тогда жесткий рок, в частности death metal, был неприлично популярным во всем мире. Отчетливо помню этот день. Я лежал, слушал музыку и думал: «Почему бы и мне ей не заняться?» И вплоть до 2008 года я занимался концертами, а потом окончательно разочаровался в карьере музыканта и ушел в живопись. Так что я скорее художник. Хотя при ответе на вопрос «кто я такой?» мне больше всего нравится говорить, что я в первую очередь человек. И вообще, что такое художник? Настолько доступная сейчас деятельность, что этим заниматься может кто угодно.
Твоя музыкальная карьера была довольно успешной. У тебя даже вышла виниловая пластинка при поддержке фонда «Дон». Почему ты в итоге решил заниматься живописью?
Музыкой в разы сложнее зарабатывать. Вообще, и музыка, и живопись — это попытка обрести свободу или ее иллюзию. Я точно знал, что не хочу работать в традиционном смысле слова, а художником хотел быть всегда. С самого детства интересовался искусством — с того момента, когда впервые увидел работы художников в журналах. Чем больше я изучал историю искусств, тем больше разочаровывался в музыке. И в 2008 году я наконец переключился с одного на другое. Хотя я по-прежнему делаю музыку, просто уже другую и скорее для себя. Сделал звучание более мягким, ушел в эмбиент.
Как можно точнее охарактеризовать твой художественный стиль? Геометрическая абстракция?
Не могу сказать, что моя живопись — строго геометрическая абстракция. Я работаю на стыке разных жанров: тут есть и экспрессионизм, и минимализм, и сюрреализм. Так что нельзя сказать, что я абстракционист. Забавляет, как художникам часто приписывают, будто они что-то изобретают. Они же не изобретатели, а художники. Сами они ничего не придумывают — они воруют и складывают из этого что-то свое.
Тогда скорее заимствуют?
Нет. Именно воруют. А кто ворует откровеннее и бесстыднее других, тот и есть самый крутой художник. Так что я тоже ничего не придумал. Представьте себе: провинциальный художник, еще и придумал что-то!
Как ты нашел свой собственный визуальный стиль?
В процессе знакомства с историей искусства менялась и моя живопись. Изначально я хотел писать пейзажи или голых девушек. Но даже в пейзажах появлялись сюрреалистические элементы, а ню выходили в стиле раннего Пикассо. Переломным моментом стало знакомство с работами Марка Ротко, тогда мне еще неизвестного. Они произвели на меня сильное впечатление. Для меня по-прежнему один из самых ярких следов в жизни оставила работа в резиденции Ротко в Латвии. Туда приехали 10 художников со всего мира. Там мне выдали мастерскую прямо над залом с оригиналами его работ. Я был счастлив.
Кстати, об опыте жизни за границей. Ты же всегда жил в Ростове. Никогда не думал уехать отсюда?
Всю жизнь мечтаю переехать, но никак не получается. Я хотел жить в центре всех искусств, а именно в Нью-Йорке. Но как мне сказал мой знакомый, «как бы долго ты ни занимался живописью, в Нью-Йорке все придется начинать с нуля». Я уже строго решил начать перебираться в Америку, собирать потихоньку работы и перевозить все туда. Но случился локдаун и нарушил мои планы. Ростов — хороший город. Здесь мне не нравятся только две вещи — пыль и люди. Мне кажется, у людей тут немного советское мышление, они не готовы воспринимать искусство. Например, мне часто говорят, что я коммерческий или «салонный» художник. Последняя выставка, в которой я участвовал, прошла в барбершопе «Стриж». Я считаю, искусству место там, где его увидят, и неважно, где это будет — хоть в торговом центре. Поэтому мне и нравятся Европа и Америка: там искусство можно увидеть повсюду. Например, метро в Вене полностью разрисовано абстракциями какого-то австрийского художника. Мне кажется, это супер. Вот и я могу согласиться повесить свои работы там, где они будут хорошо выглядеть, пусть даже это барбершоп.
Какие местные художники тебе самому нравятся?
Сергей Сапожников и Олег Устинов. Они оба мои друзья. С Олегом мы даже договаривались обменяться работам, уже лет 10 об этом говорим, но обмен пока так не состоялся. Я как раз недавно начал заниматься коллекционированием, пока собираю только работы друзей. На сегодняшний день моя скромная коллекция насчитывает чуть больше десятка работ. У успешных художников под конец жизни накапливается колоссальная коллекция искусства. Может быть и у меня соберется нечто похожее.
Важно!
До старта своей художественной карьеры Александр Селиванов успел поиграть в нескольких death metal группах: Funeral Speech, Different Seasons, Manufacture. Кроме этого, он основал собственный лейбл Imbecil Rec выпустил пару пластинок.
Текст: Екатерина Ниле
Фото: Елизавета Чистова
Комментарии (0)