Владельцы широко известного уютного семейного магазина с соответствующим названием i Fratelli («братья») Федерико Абис и Микеле Дель Мастро, как настоящие южные предприниматели, не могут представить свою жизнь без того, чем они занимаются, ведь показатель успеха для них — наша ростовская любовь к их сырам, джелатто и креспелле.
— И все же как появилась идея создать i Fratelli?
Федерико: Все началось с нашего знакомства с Микеле. Да, мы оба из Италии, но из разных мест. Хотя многие думают, что Микеле — мой папа. Но нет, мы просто друзья.
Мы познакомились здесь, в Ростове. Я работал в ресторане, а Микеле привозил туда сыр. Мой будущий партнер хотел открыть небольшой магазин, и я на тот момент хотел того же. И мы решили открыть его вместе.
— Вопрос к Микеле: почему именно сыр?
Микеле: Когда я был маленьким, мой папа учил меня делать сыр. Я смотрел за коровой, собирал молоко и участвовал во всех этапах сыроделия. Но, конечно, в 16–17 лет мне больше хотелось гулять с друзьями, чем заниматься этим.
Потом я вырос, стал работать в другой сфере и на какое-то время оставил сыроделие, потому что это довольно сложный процесс, который требует всего твоего времени. Непросто купить молоко и приготовить сыр. Каждый день ты должен что-то делать. В Италии, если ты чем-то занимаешься, тебе должно это нравиться. Поэтому ты и отдашь своему делу все время.
Но все равно иногда, когда у меня появлялось время и я вдруг находил хорошее молоко, я сразу же покупал его, вез домой и делал сыр.
Когда я первый раз приехал в Россию в 2002 году, здесь не было моцареллы. Мы с женой приезжали на два-три месяца летом, и мне было очень тяжело без любимого сыра. Поэтому я и начал делать моцареллу в России. Сначала было сложно, ведь молоко есть, а ферментов нет. Привозил их из Италии. Я делал сыр для себя, потом для друзей, потом на заказ, а потом и для ресторанов.
— С какими проблемами сталкиваетесь при производстве сыров?
Микеле: Одна из наиболее сложных вещей — проследить, что коровы кушают и что потом их владельцы добавляют в молоко. Самое сложное — найти хорошее, натуральное молоко. В России очень много маленьких фермеров, которые держат коров, есть бабушки, у которых по две-три коровы. И люди, которые собирают молоко у всех, потом его перемешивают и продают, — а это проблема. Ведь коров по-разному кормили и содержали.
В Италии, если молоко именно для производства сыров, то корову кормят одним и тем же, чтобы молоко получалось одинаковым. В России сложно давать корове круглый год одно и то же. Поэтому я всегда беру его у двух маленьких фермеров, которым доверяю и знаю точно, чем именно они кормят своих коров.
— Зимой мороженое тоже покупают?
Федерико: Да, конечно. Так как мы делаем мороженое из натуральных продуктов, есть много вкусов, которые мы зимой не можем делать. Например, самый популярный вкус у нас — базилик. Я его всегда покупаю свежим. Но зимой, естественно, базилика нет. Либо он есть, но очень дорогой и не в таких объемах, как нам нужно. А люди приходят и спрашивают: «Где наше любимое мороженое с базиликом?» Приходится объяснять, что базилик у нас в наличии только летом.
Мы обязательно ездим в Италию в январе (кроме, к сожалению, этого года): там проходит большая ярмарка мороженого, демонстрируют новые технологии, машины и вкусы. Затем сюда привозим идеи.
Не все вкусы приживаются, предпочтения отличаются. Например, в Италии популярный вкус — лакрица. А в России он мало кому нравится.
Летом у нас две витрины, в наличии около сорока вкусов. У меня была идея открыть такой магазин, как в Италии, — заходишь и видишь четыре-пять витрин с джелатто, 50-60 вкусов обязательно есть в наличии. У нас сейчас такой возможности нет, но планы, безусловно, есть.
Для начала, думаю, достаточно двух витрин. Мы так работаем уже второе лето, и людям очень нравится. Дети приходят и не знают, что выбрать, глаза разбегаются — нам нравится видеть их эмоции.
— Какова миссия i Fratelli? Для чего вы его создавали?
Федерико: Мне приятно, когда люди рассказывают о нашем мороженом и сыре. Это значит, что им нравится. Многие приходят к нам уже три года, кто-то даже каждый день. Может быть, они здесь рядом работают, но могут прийти в выходные с семьей. Они не могут без нашего мороженого, и это самое приятное!
Многие пишут нам в инстаграме. Мы его ведем сами, поэтому читаем и отвечаем сами. Приятно, когда люди пишут, что все вкусно.
— Планируете ли расширяться?
Федерико: Многие спрашивают, почему мы не открываемся в Краснодаре, Сочи, Москве. Но это же не одежда, которую можно здесь сделать и отправить куда-то. Это продукты, которые обладают сроком годности, правилами хранения. Поэтому мы в Ростове. И пока в одном месте.
Это семейный бизнес, людям нравится, что мы разговариваем друг с другом на итальянском. А когда открываешь новое место… везде не посидишь, не проконтролируешь. Может упасть качество.
Пока что нам хорошо здесь, но идеи есть.
— Наверное, в этом и секрет успеха — люди идут к вам, потому что вы всегда здесь. Это большая редкость — приходить, здороваться с хозяевами заведения, общаться с ними. Тем более с иностранцами.
Федерико: Да, может быть. Когда мы открыли магазин в «Горизонте», люди приходили к нам сюда и говорили: «Там вас нет, уже не то». И мы закрыли его.
— Как вы считаете, можно ли научить человека вести бизнес или здесь важнее способности?
Федерико: Можно научить заниматься бизнесом, но самое главное — тебе должно нравиться то, что ты делаешь, и ты должен уметь делать это сам. Да, у нас есть помощники, но изначально мы с Микеле сами работали: он делает сыр, я — мороженое. Нельзя просто приходить, смотреть и забирать деньги. Нужно самим работать, участвовать, знать.
У нас с Микеле нет выходных. Если надо утром — мы работаем, надо вечером — мы здесь. i Fratelli — наш второй дом.
Мы почему начали кофе делать? Изначально здесь не было кофемашины. Но мы оба пьем кофе, наши жены его пьют — это уже четыре кружки. Плюс мы с утра пьем капучино, потом в течение дня — два-три эспрессо. Мы посчитали: каждый день покупать кофе… давайте кофемашину поставим! Так же и выпечка. Так что изначально мы думали о себе.
— Чего обычно не хватает новичку? С какими сложностями он сталкивается?
Основная проблема — это, наверное, отсутствие средств. Нам очень повезло: магазин мы открыли на собственные деньги и теперь все, что заработаем, отдаем на бизнес.
Новички в бизнесе могут решить вопрос с первоначальным капиталом, обратившись в Ростовское региональное агентство поддержки предпринимателей — оператор центров «Мой бизнес» Ростовской области. Начинающим предпринимателям, срок регистрации которых не более 12 месяцев, доступны несколько микрофинансовых предложений. Так, в рамках продукта «Легкий старт», который был внедрен по поручению губернатора региона Василия Голубева, субъекты МСП из IT-отрасли и производители могут получить до 1 млн руб. на запуск и развитие стартапа всего под 1% годовых. Начинающие предприниматели остальных отраслей могут претендовать на финансирование по продукту «Универсальный» со ставкой от 4,25%. Для резидентов территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) (Гуково, Донецк и Зверево) предусмотрена более выгодная ставка — от 2,12% в рамках предложения «Моногород». При этом обязательным условием является наличие залога или поручительства, а также бизнес-плана. Срок займа — до 2 лет, отсрочка — до 6 месяцев. Подробнее можно узнать по ссылке.
Еще сложно разобраться со всеми правилами и документами. Плюс у нас пищевые продукты, а это значит, что нужно соблюдать много правил и внимательно следить за изменениями. С одной стороны, это хорошо, потому что повышается качество продуктов. Но все-таки тяжело, потому что правила есть, а новички могут не знать, как их соблюдать.
В центрах «Мой бизнес» Ростовской области любой предприниматель или тот, кто планирует открытие дела, может получить бесплатные консультации по любым вопросам ведения бизнеса. Задача центров, оператором которых является Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, — предоставлять комплекс сервисов, услуг, инструментов для старта и развития бизнеса по принципу одного окна, здесь и сейчас, экономя время.
Кроме того, в России проще начать свой бизнес, чем в Италии. Можно постепенно начинать и потом оформить документы в течение года. А в Италии, пока ты все не оформишь и тебя не проверят, ты не откроешься. Например, ты открываешь ресторан, у тебя все готово: помещение, продукты, персонал. Но, так как ты должен ждать специальное разрешение месяц или два, ты теряешь и время, и продукты, и людей, которым нужно платить. Безусловно, это хорошо, что в России можно открыть свой бизнес даже с небольшим стартовым капиталом.
Текст: Александра Скнарина
Фото: из личного архива героев
Материал подготовлен в рамках реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства», утвержденного губернатором Ростовской области Василием Голубевым. Официальный сайт поддержки донского бизнеса: www.mbrostov.ru Телефон горячей линии: 8 (804) 333–32–31. Аккаунт в Instagram: @mb_rostov
Комментарии (0)