Ростовский преподаватель по вокалу, совмещающий вокал с йогой и идеокинезисом, запускает новый проект — образовательную Instagram-страницу с видеотренингами.
1. Как вы пришли к тому, что в вокале и в жизни нужна йога?
У меня был долгий путь осознания проблем, формирования вопросов к себе и к вокалу. Главный из них — почему я не могу петь? Почему не получается звучать свободно и комфортно? На поиски ответов у меня ушло много лет.
Сколько информации перелопачено за это время — не подсчитать. Я посещала мастер-классы, практики сценической речи и в итоге поняла: проблема гораздо глубже — она во всем теле.
Я прошла через практики владения телом на уровне тонкой проработки, начала заниматься идеокинезисом, йогой. Через йогу человек входит в естественное состояние — состояние свободы, которое так важно для любого и просто необходимо вокалисту, если он хочет хорошо звучать. Владея телом, ты убираешь зажимы и перестаешь делать ненужные усилия.
2. В чем особенность такой системы преподавания?
Когда-то я разобралась в своем теле, а теперь помогаю сделать это ученикам. Мой главный принцип — не навреди. Прежде всего, я учу работать всем телом и управлять отдельными его частями. Потому что вокал — это целостность частей. Если ты не понимаешь, как устроен, то ты не можешь управлять собой.
Да, есть люди, которые изначально поют естественно и у которых все получается. Мы все до трех лет были более пластичны. Просто потом у кого-то остались эти «заводские настройки», а кто-то зажался. На занятиях мы с учениками и пытаемся понять, в чем причина их зажатости.
3. То есть вы не только занимаетесь голосом, но и работаете со всем телом. Но ведь бывает, что у человека психологические зажимы. Как вы боретесь с ними?
Бывает и такое. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу естественности. Важно осознать, что пение так же естественно, как разговор.
Научить невозможно, можно только научиться, поэтому я всегда иду от человека. Зачастую ко мне приходят ученики, для которых петь — это как-то по-другому. Они привыкли любой звук извлекать с усилием, нажимом и дискомфортом. И эта привычка не позволяет им расслабить мышцы психологически. Таким я сразу говорю: «Мы здесь не поем — мы звучим». Иногда приходится «перезаписывать» человека.
Многие не могут избавиться от оценочного мнения и поэтому не дают себе права на ошибку. То есть они идут по привычному неправильному пути, используя заученные приемы, и боятся расслабиться, попробовать петь иначе, естественнее. Им страшно ошибиться.
4. Какая самая распространенная проблема ваших учеников? Можно ли сказать, что она мучает не только вокалистов, но и вообще всех людей?
Самая распространенная проблема, которая создает массу других, — нет понимания своего тела и достаточного внимания к нему. В целом это проблема не только вокалистов, но и вообще всех.
Есть такая особенность — чем ниже тембр голоса, тем он приятнее. Он вызывает больше доверия. Видно, что человек уверен, не на эмоциях. Но, если есть зажим, звук получается визжащим и неприятным.
Бывает наоборот — человек разговаривает очень монотонно, ему сложно подключать эмоции, либо же он не может ими управлять. В нашем случае эмоция — это не дребезжащий голос, сдавленный связками. К эмоции должно подключаться тело, тогда она будет естественной.
Когда человек понимает, что он где-то пережимает, ему нужно прислушаться к своему телу и найти расслабленное состояние сначала с помощью йоги, а потом уже через работу над звукоизвлечением.
Когда это происходит естественно, тогда к звукоизвлечению подключается живот — как в моменты, когда человек смеется или кашляет. У него автоматически что-то срабатывает. Важно понять, что там нет силы, а есть импульс. И затем внедрить его в голос, чтобы снять нагрузку.
5. В дополнение к занятиям в вокальной студии вы решили запустить обучение и в Instagram @chernyavskaya_tatiana, верно?
Сейчас из-за нестабильной ситуации с коронавирусом «Завод» перешел в режим онлайн-работы, а я решила заняться немножко другим. В Instagram — прямые эфиры, а также посты на разные темы: о болях и проблемах подписчиков, о здоровье, о свободе и преданности своему пути. У меня есть желание делиться и поддерживать у ребят стремление развиваться.
6. Кто ваша целевая аудитория?
Я люблю копаться в настройках голоса, разбираться в тонкостях. Поэтому прежде всего это люди, которые давно занимаются вокалом, у которых уже сформирован запрос и которые понимают, что есть проблемы. Мои ученики — это те, кто хочет добиться определенного звучания или научиться разным фишкам. Еще я занимаюсь с преподавателями построением программ.
Начинающим я бы посоветовала посмотреть мои интенсивы: это поможет им понять свое тело, освоить азы звукоизвлечения.
7. Какие у вас планы на будущее?
Я постоянно провожу мастер-классы на разные темы. Я за живое общение, мне нравится, когда задают вопросы и я могу ответить сразу большому количеству людей. Обычно публикую расписание у себя на странице.
Конечно, я планирую продолжать самообразование. Для меня собственное обучение до сих пор является важнейшим стимулом и интересом. Я смело иду на все курсы: и по вокалу, и по психологии, и даже по экономике. Для меня важно держать руку на пульсе, пополнять знания и совершенствоваться.
Важно знать: Татьяна Чернявская окончила консерваторию им. Рахманинова, основала вокальную студию «Завод» и преподает уже 24 года.
Фото: Александр Головач
Комментарии (0)