• Город
  • Город
Город

Поделиться:

Технологический процесс: биеннале Manifesta 10

На Казанской улице в просторном офисе с высокими потолками с сентября работает международная команда передвижной европейской биеннале современного искусства Manifesta 10. Мы узнали, как идёт подготовка мегавыставки, открытие которой намечено на 28 июня.

Помещение для офиса европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 нашли недалеко от Эрмитажа и арки Главного штаба – двух основных площадок предстоящей мегавыставки. Традиционно местные офисы биеннале обосновываются в зданиях с историей, так и в Петербурге команда заняла первый этаж в доме на Казанской улице, где в 1842 году открылась первая в России сберкасса. Команду привлекли высокие потолки и открытое пространство без капитальных стен. Внутри него соорудили прозрачные перегородки из стекла. Такое деление на зоны отражает идею о прозрачности работы над проектом и открытость к сотрудничеству с местным контекстом. Кроме того, в Манифесте за одним столом может работать директор и интерн.

Чтобы обустроить пространство как можно быстрее, решено было ограничиться мебелью из Ikea, но сделать ставку на детали. С этим помогли петербургские дизайнеры: номинант на премию «Лучшие дизайнеры и интерьеры 2013» журнала «Собака.ru» Александр Каныгин создал деревянную маску медведя, а лампы и светильники достались от Ярослава Мисонжникова.

Ярослав Мисонжников, дизайнер:

В офисе Манифесты вот-вот появится мой подвесной светильник «Щепка», который готовится к производству. Ещё мы планируем совместный выпуск продуктов, которые команда будет дарить гостям и художникам. Скорее всего, это будут визитницы из натурального фетра и кожи. А накануне я презентовал офису новогодние украшения.Вообще, одна из ключевых идей биеннале – работа с локальной ситуацией, а это как раз наша история!».

Александр Каныгин, дизайнер:

Манифеста попросила меня украсить офис и я подарил им свою деревянную маску медведя. Мы не планировали долговременного сотрудничества, но если они попросят ещё что-нибудь для интерьера, то обязательно это сделаю».

Гостям офиса предлагают полистать каталоги девяти предыдущих выставок и научный журнал Manifesta Journal, посвящённый кураторским проектам. В общей зоне дизайнеры Manifesta 10 Ирина Чекмарева и Андрей Шелютто предложили сделать грифельную доску во всю стену, на которой мелками отмечают дедлайны на месяцы вперёд и план на текущую неделю. Рядом установили большой стол, за которым раз в неделю для координации работы собираются все сотрудники петербургского офиса, всего около двадцати человек.

Местная команда Манифесты до сих пор окончательно не сформирована. Начальники пяти отделов из головного офиса в Амстердаме подобрали себе представителей в Петербурге, которые стали основой локального представительства биеннале. Некоторых сотрудников они нашли в Эрмитаже, а кто-то попал в коллектив по открытому конкурсу, но отделы будут расширяться по мере приближения 28 июня – даты открытия выставки. Постепенно к команде присоединяются стажёры и волонтёры. Так как команда биеннале международная, официальный рабочий язык проекта – английский.​

Главный куратор предстоящей биеннале немец Каспер Кёниг живёт и работает в Берлине, а в Петербург приезжает несколько раз в месяц для осмотра выставочных площадок и обсуждения проектов с художниками. В остальное время за связь Петербурга с Берлином отвечают два его ассистента – молодые кураторы Елена Юшина и Сергей Фофанов. Чтобы подготовить масштабную выставку куратор отбирает художников из разных стран, которые приезжают на несколько дней в Петербург. Здесь команда знакомит их с местным культурным и историческим контекстом, который повлияет на ход их художественного исследования. Данные о готовящемся проекте художник передаёт в офис в форме заявки, с которой дальше работает кураторский отдел.

 

Текст: Наталья Карасёва
Фото: Анна Половкова

Рубрика:
Технологический процесс

Купить журнал:

Выберите проект: