«Собака.ru» продолжает наблюдать за тем, как устроена жизнь на известных петербургских предприятиях. В этом выпуске — снегоплавильный пункт и очистные сооружения «Водоканала».
Снегоплавильные пункты работают в Петербурге первый сезон. Пилотный появился на Рижском проспекте 31 октября, сейчас их 6 в разных районах города. Сезон закончится только 15 апреля, а пока с городских улиц утилизировано уже более 700 тысяч кубометров снега (объем рассчитывают исходя из вместимости одного кузова грузовика). Грузовик со снегом заезжает на площадку снегоплавильного пункта и высыпает его на специальные дробилки, которые не только дробят замороженные снежные куски, но и отсеивают крупный мусор. Далее снег поступает непосредственно в снегоплавильную камеру, под землей, где тает под воздействием тепла сточных вод (их температура достигает +16 градусов даже зимой).
Десять тонн снега (а это содержимое одного КАМАЗа с высокими бортами) перерабатываются в снегоплавильной камере в среднем за 3 минуты. Дальше растаявшая вода проходит через песколовки - устройства, просеивающие ее от песка и мелкого уличного мусора вроде пакетов, бутылок и сигаретных пачек. Все это удерживается в корзинах (которые, правда, приходится чистить минимум раз в день), потом сгружается в контейнеры и сжигается. Крупные "находки" вроде ковров, покрышек и кусков поребрика "отбраковываются" еще на дробилках и отправляются на свалку. Ну а вода вместе со сточными водами поступает в канализационные коллекторы и, перед тем, как попасть в Финский залив проходит очистку.
Юго-западные очистные сооружения
Крупных станций аэрации по городу три: Северная, Юго-Западная и Центральная и еще 13 пригородных, помельче. Сюда по коллектору приходят сточные воды, чтобы пройти несколько степеней очистки и быть преспокойно "смытыми" в Финский залив. По словам технологов, очищение происходит не только от мусора, но и от двух химических элементов: азота и фосфора. Их попадание в акваторию Балтийского моря вызывает активный рост сине-зеленых водрослей, которые, в свою очередь, поглощают из воды кислород и приводят к гибели всех живых организмов.
Когда сточные воды попадают на станцию очистки, в первую очередь из них отлавливается крупный мусор через решетки. Ковш в автоматическом режиме опускается вниз, зачерпывает воду, дает ей стечь, оставляя в контейнере только утиль.
После крупных решеток вода насосами качается в приемную камеру, откуда просеивается уже через мелкие решетки (с зазорами до 8 мм). Удивительно, но даже после такой вдумчивой очистки количество выловленного мусора иногда приводит сотрудников станции в шок. На Юго-Западных очистных сооружениях придумали даже мини-музей, его "экспонаты" - предметы, которые были извлечены после первого этапа очистки.
Детские игрушки, мобильные телефоны, документы, вилки, ложки и несколько пар вставных челюстей угодили в канализацию, скорее всего, случайно. Но, специалисты, еще раз на всякий случай напоминают, что не стоит устраивать из нее выгребную яму и мусоропровод. Любой засор вызывает немало проблем людям, живущим по соседству.
После двух пар решеток сточные воды попадают опять на песколовки, которые вымывают из них песок. Далее вода уходит в первичный отстойник, где происходит выделение осадка под собственным весом, затем он соскребается со дна, обезвоживается и сжигается. Вода же плавным ходом перетекает в двойные каналы - аэротенки, где проиходит ее биологическая, а позже и химическая очистки.
После био-обработки вода перетекает во второй отстойник, там из нее откачивают ил. Его, кстати, вместе с осадком сжигают в печах тут же, на станции. После уровень вредных веществ в воздухе обязательно замеряют с помощью ... виноградных улиток. По словам работника станции, улитки намного чувствительнее любого аппарата, и по их состоянию можно быстрее понять, что допустимая концентрация веществ превышена. К раковине улиток подсоединены датчики, которые замеряют сердцебиение и выводят результаты в виде графика на компьютере. Используются только взрослые особи. Их кормят огурцом и мелом, уверяют, что еще ни одна улитка не пострадала.
Последний этап очистки воды - обработка ультрафиолетом. Но и тут ведется контроль, на этот раз, с помощью речных раков. Шланги подсоединены к аквариумам с раками, в панцире у которых находится датчик. Электрокардиограмма рака выводится на монитор, и если есть отклонения в показаниях, вода очищена недостаточно хорошо. Летом речных раков выпускают и меняют на австралийских: вода становится теплее, южные чувствуют себя в ней более комфортно. Если анализ проб показывает, что вода соответствует всем санитарным нормам, по трубопроводу ее направляют в последний пункт прибытия - Финский залив.
Фото: Игорь Симкин
Комментарии (3)