Руслан Салимов переехал из Екатеринбурга в южную столицу, став сначала заместителем, а потом управляющим Ростовским отделением Сбера. С приходом молодого лидера команда Сбера помогает региональному бизнесу внедрять IT-разработки и, с помощью экосистемы Сбера, делает жизнь ростовчан удобнее. Главный редактор «РнД.Собака.ru» Станислав Затонский поговорил с Русланом Салимовым о новой стратегии Сбера, секретах личностного роста и особенностях южной жизни.
«Теперь оплатить бензин взглядом возможно не только на научной выставке в Сингапуре, но и у нас в Ростове»
Утро. Ростовское отделение Сбера. «В 9 утра у нас, как в порядочных IT-компаниях, проходит стендап [standup-meeting — ежедневная короткая встреча команды — прим. ред.], — рассказывает Руслан Салимов. — Каждый отдел собирается и обсуждает итоги прошедшего дня, задачи на сегодня, возникающие сложности».
Мы попадаем в отдел Сбера, координирующий крупный и средний бизнес. Выручка компаний-клиентов здесь начинается от 400 млн рублей. Для того, чтобы быть ближе к клиентам, сегмент поделен на отраслевые отделы, отвечающие за строительство, промышленность, сельское хозяйство и другие ключевые индустрии.
Руслан Салимов представляет руководителей отделов. Как и управляющий отделением, участники команды «нетрадиционно» молоды. Каждый из них контролирует работу десятков человек, отвечает за солидные кредитные портфели. Во время короткого знакомства управляющий постоянно шутит и улыбается — в коллективе чувствуется дружелюбная атмосфера. Объем кредитного портфеля таких, казалось бы, на первый взгляд небольших отделов впечатляет: команда из 15 человек специализируется на сельском хозяйстве, объем кредитного портфеля — 17 млрд рублей; кредитный портфель другого отдела, отвечающего за строительство, — 27 млрд рублей.
В экосистему Сбера входит дочерняя компания Strategy Partners, которая занимается консалтингом и цифровой трансформацией бизнеса. «На этой неделе закрыли сделку с участием Strategy Partners. Наш клиент обратился за качественной экспертизой проекта, оценкой рисков и перспектив рынка», — комментируют сотрудники отдела.
Из последних интересных кейсов — внедрение Flash ID, позволяющей провести бесконтактную оплату с помощью системы распознавания лиц на АЗС Flash. Такой способ оплаты реализован именно платформой компьютерного зрения и видеоаналитики LUNA, принадлежащей компании VisionLabs, которая также входит в экосистему Сбера.
Другой актуальный кейс — услуга «Врач в дорогу», специально организованная сервисом СберЗдоровье для пассажиров авиакомпании «Азимут». Это программа круглосуточной консультации врача в режиме онлайн.
Далее мы переходим в часть опенспейса, ответственную за малый бизнес. «Это управление курирует 70 тысяч клиентов, а объем его кредитного портфеля составляет 20 млрд рублей, — объясняет руководитель направления. — Клиенты часто вырастают и переходят в другой сегмент, что не может не радовать».
Пока мы идем в кабинет управляющего, обсуждаем перевод команды на удаленку.
«Сотрудники, которые непосредственно контактируют с клиентами, работают офлайн. В Ростовской области с соблюдением всех мер безопасности функционируют 442 офиса банка, большинство из которых находятся в малонаселенных пунктах. Их закрытие будет означать потерю доступа жителей к банковским услугам. Дистанционно работают около 30% сотрудников. Деятельность каждого сегмента специфична, поэтому решение о переходе принимается индивидуально».
«При объединении IT и банкинга рождаются крутые проекты»
Про Сбер и экономику
В интервью 2019 года, подводя итоги, вы отметили, что задачи, поставленные компанией, были перевыполнены. Как обстоят дела в пандемийном 2020-м?
Этот год не стал исключением. Мы хорошо выросли по ключевым портфелям: корпоративный блок — на 33 млрд рублей (30%), и это 2-е место в стране (по внутренней системе оценки банка); розничный — на 22 млрд рублей (14%). Совокупный кредитный портфель составляет 317 млрд рублей. Пассивы физических и юридических лиц выросли на 29 млрд. Это без учета крупнейших клиентов.
Всех показателей, установленных правлением банка, мы достигли, но я считаю, что гораздо важнее, как мы сами оцениваем свою работу. И здесь я вижу зоны развития. Поэтому делаем выводы по уходящему году, в 2021-м планируем быть еще лучше для наших клиентов. Задачи у нас, как всегда, интересные и амбициозные. А следующий год будет еще и первым годом под новым брендом с большим количеством новых продуктов и экосистемной бизнес-моделью.
В этом году в компании произошел ребрендинг — Сбербанк превратился в Сбер, сохранив прошлое название только для финансовых сервисов. Как перемены отразились на работе отделения?
Все изменения происходят поэтапно. Сейчас уже 60 компаний находятся под единым зонтичным брендом — Сбер. Их интеграция в команду Сбера — естественный процесс. За три года мы стали технологической компанией, поменяли бизнес-модель на экосистемную. А новая «Стратегия-2023» является логическим продолжением предыдущей.
Даже до изменения названия, отказа от исключительно банковской траектории в наших офисах можно было подключить СберМобайл, отправить посылку через СберЛогистику, подключить онлайн-кинотеатр Оkkо, доставку Delivery Club, СберМаркет и другие сервисы.
Расскажите подробнее о новой стратегии.
Главная цель новой стратегии — стать помощником и навигатором в меняющемся мире: помогать человеку, бизнесу, стране стабильно развиваться благодаря построению экосистемы, которая работает по формуле 2 + 2 = 5. Мы хотим, чтобы рост выручки наших нефинансовых сервисов составлял более 100% ежегодно. Кроме того, одной из ключевых задач будет построить в рамках экосистемы бизнес в области e-commerce, войти в топ-3 или топ-5 на рынке. Ну и конечно, обеспечить для наших акционеров уровень дивидендных выплат в размере 50% от чистой прибыли.
Как и раньше, мы будем сохранять лидирующие позиции на финансовом рынке, помогать клиентам реализовывать их долгосрочные жизненные цели с помощью инвестиционных продуктов, улучшать наши продукты и клиентский опыт благодаря использованию технологий и искусственного интеллекта.
Безусловно, Сбер является не только ключевым финансовым игроком, но и двигателем диджитализации. Эквайринг, безналичная оплата, QR-коды — уже реальность. Что дальше? Нас ждет киберпанк?
Для начала Cyberpunk должен вернуться в PlayStation Store (смеется). Уже сегодня можно наблюдать, как меняются традиционные отрасли. Например, с компанией Flash в этом году мы запустили новый проект, который позволяет оплатить бензин одним взглядом — с помощью технологии распознавания лиц. Теперь это возможно не только на научной выставке в Сингапуре, но и у нас в Ростове. При объединении IT и банкинга рождаются крутые проекты.
«Только спортсмен может усиленно ежедневно работать полгода, чтобы увеличить показатель на секунду. Этот закон работает и в бизнесе: необходимо сегодня прикладывать серьезные усилия, чтобы в будущем показать результат»
Успешно прошло промышленное использование беспилотных комбайнов на базе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot. Их активно внедряют наши аграрии: ГК «Степь», «АгроСоюз Юг Руси», «Песчанокопская аграрная группа» и другие. В ближайшие три года каждый десятый комбайн в России может стать беспилотным.
Происходит действительно много внутренних, не всегда очевидных для клиентов изменений в банковских услугах. Так, до 30% новых кредитов в сфере крупного и среднего бизнеса, традиционно самом консервативном сегменте, одобряется технологией с применением ИИ.
Продукт К7М [«Кредит за 7 минут» — прим. ред.] сегодня охватывает 30% от общего числа кредитов. Клиенту просто нужно нажать кнопку в приложении, и искусственный интеллект рассчитает лимит. Раньше это казалось невозможным — потребовалось бы несколько недель и кипа бумаги.
Компании малого бизнеса часто участвуют в торгах, в том числе государственных. Поставщикам требуется банковская гарантия. С использованием технологий работы с данными принимаются решения по более 90% таких запросов. Технология QD [Quick Decision (в переводе с англ. — быстрое решение) — прим. ред.] позволяет оформлять гарантии в течение нескольких часов.
Другое направление, в котором мы хотим достичь совершенства, — это изменение клиентского опыта. Расскажу историю из собственной жизни. СберМаркет — удобный и популярный сервис. И моя жена в восторге от уровня обслуживания. Во-первых, они в пакеты с покупками часто кладут конфеты с приятными пожеланиями. Во-вторых, помимо таких милых мелочей, они хорошо знают своего клиента. Однажды она сделала заказ и пропустила звонок от сборщика, чтобы согласовать срок годности, бренд и т.д. СберМаркет на основе истории предыдущих покупок произвел самостоятельную коррекцию и попал прямо в точку. По росту заказов по итогам III квартала СберМаркет в Ростове-на-Дону занял 10-е место в России, рост в 8,5 раза с начала года.
Кроме того, вы уделяете много внимания социальным и экологическим проблемам, участвуете в благотворительных проектах. Расскажите об этой стороне жизни Сбера.
Как и большинство зрелых компаний, мы уделяем этому вопросу самое пристальное внимание. ESG[Environmental, Social and Governance (в переводе с англ. — экологическое, социальное и корпоративное управление) — прим. ред.] — еще одна ключевая для нас аббревиатура.
Такой подход включает и зеленое финансирование, и управление соответствующими рисками, и вопросы, связанные с минимизацией собственного воздействия на окружающую среду, и инклюзивность, и многое другое.
Реализуя комплексную ESG-стратегию, мы ставим перед собой множество задач. Это ответственное инвестирование, развитие человеческого капитала и, конечно же, реализация экологических проектов.
Важная траектория — изменение подходов при работе с другими компаниями. Многие предприятия хотят развиваться в ESG-направлении, но им необходима помощь. Мы хотим взять на себя роль площадки для реализации подобных инициатив.
Мы хотим лидировать в благотворительной сфере и менять свой подход к ней. Есть стереотип, что забота об особенных людях — социальная или благотворительная задача. На самом деле, это обычный процесс. Для незрячих клиентов банкоматы оснащены голосовым помощником. В крупных офисах банка доступна услуга удаленного сурдоперевода. Сбер вместе с дочерней компанией «Работа.ру» разработал специальный сервис, который поможет людям с нарушениями здоровья найти вакансии.
В Ростовском отделении работает около 4 тыс. человек, среди которых множество волонтеров и добровольцев. Им не все равно, каким будет мир завтра. Задача нашей компании — снабдить их необходимыми ресурсами и помочь в реализации добрых дел.
«Общечеловеческие ценности — один из приоритетов компании. Поэтому мы притягиваем сотрудников, неравнодушных к тому, что происходит вокруг»
Про лидерство
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать успешный руководитель?
Мне кажется, существует два критических качества для предпринимателя: внутренняя сила и способность интеллекта менять мир. А все остальное — контекст: будешь ли ты воплощать мечту с помощью искусственного интеллекта или своими руками — неважно. Инструменты меняются в зависимости от эпохи.
Если алгоритмы развития интеллекта понятны, то как найти в себе внутреннюю силу менять мир?
Не люблю универсальные советы: я в них не верю. У каждого есть свои рабочие формулы. Для меня источник внутренней силы — спорт. Он помогает мне бороться, вставать после поражения, не сдаваться и идти к цели. Только спортсмен может усиленно ежедневно работать полгода, чтобы улучшить показатель на секунду. Этот закон работает и в бизнесе: необходимо сегодня прикладывать серьезные усилия, чтобы в будущем показать результат.
Как руководитель, вы прививаете любовь к спорту сотрудникам?
Конечно! У нас на территории офиса появились кроссфит-площадка, поле для командных видов спорта, тренажерный зал. Если спросят, какие у меня были достижения за время работы в Сбере, то, помимо бизнес-показателей, обязательно назову популяризацию спорта среди коллег. Горжусь, что на кого-то оказал позитивное влияние в этом смысле. У нас есть команды по кроссфиту, бегу, гребле. Считаю, что попробовать заниматься спортом обязан каждый, и я иногда подталкиваю к этому. Далее — по желанию. Но многие остаются и занимаются регулярно.
«Нам очень хочется, чтобы в следующем году совместные усилия Сбера и правительства Ростовской области в сфере цифровизации привели к тому, чтобы каждый житель Дона отчетливо ощутил улучшение качества жизни»
Недавно, общаясь с ректором ДГТУ Бесарионом Чохоевичем Месхи, мы пришли к тому, что современная инфраструктура повышает уровень счастья студентов. Мне кажется, современные офисы Сбера со спортивным оснащением также повышают эффективность сотрудников. Или же высокая производительность — заслуга исключительно компетенции?
Конечно, профессиональные навыки крайне важны в работе. Это фундамент и без него никуда. Далее развилка. Если вам надо, чтобы команда просто хорошо делала свою работу и бизнес был в серединке турнирной таблицы, то команды профессионалов достаточно. Если вам нужен блестящий результат, прорыв и рост бизнеса в X раз, то одних компетенций не хватит. Нужна замотивированная, сплоченная команда неравнодушных людей. В команду надо вкладываться, развивать, люди должны доверять друг другу.
Опросы среди сотрудников показали: для многих важно, что Сбер — ответственная организация, что есть возможность делать добрые дела и заниматься благотворительностью. Они ценят, что деятельность Сбера — не только про бизнес и цифры. Общечеловеческие ценности — один из приоритетов компании. Поэтому мы притягиваем сотрудников, неравнодушных к тому, что происходит вокруг. А лучше всего объединяет команду большая общая цель и совместное решение сложных задач.
Расскажите о принципах вашего тайм-менеджмента.
У меня достаточно жесткий график, календарь я веду в Outlook. Планирую неделю, а потом каждый вечер уточняю следующий день. Стараюсь не назначать совещания с коллегами в нерабочие часы. Когда ты знаешь, что у тебя ограниченный отрезок времени — с 9:00 до 18:00, — ты работаешь более эффективно, не отвлекаешься, максимально оптимизируешь день. Нет опции «оставить на потом». А баланс, в свою очередь, помогает быть в ресурсном состоянии, уделять время семье, восстанавливаться, заниматься спортом.
Также пытаюсь минимизировать совещания: иногда гораздо эффективнее обменяться мнениями в переписке и не отвлекать большое количество сотрудников от работы. Если все-таки необходимо провести коллективные собрания, то они должны быть эффективными. Приглашаем только тех, без кого не обойтись, готовим заранее повестку, материалы, изучаем их. В конце обязательно фиксируем договоренности и продумываем последующий контроль. Это помогает не тратить время впустую.
Вы рассказывали о встрече с Германом Грефом, его удивлении вашим возрастом. Как часто вам приходилось слышать «Ты слишком молод» и бороться с age-стереотипами?
К сожалению, в последнее время мой возраст вызывает удивление все реже. Старею, наверное (улыбается).
Со стереотипами я сталкивался только в начале пути. Команда Сбера в Ростове уже доказала свою состоятельность и ответственность. Сейчас сомнения в наших силах не возникают.
И кроме того, возраст ведь не главное. У нас работают молодые, но очень опытные ребята — многие трудятся в Сбере более 10–15 лет.
Вы окончили программу обучения для руководителей в INSEAD и London Business School. Расскажите об этом опыте.
Сначала я окончил Уральский государственный экономический университет. Затем проходил различные курсы повышения квалификации, в том числе международные — по управленческому и финансовому учету.
В Сбере у меня было две длительные программы обучения в нашем Корпоративном университете: INSEAD[L'Institut Européen d'Administration des Affaires — Европейский институт управления бизнесом — прим. ред.] и Лондонская школа бизнеса.
Обучение в INSEAD перевернуло мой взгляд на бизнес-процессы. Ключевые предметы помогли посмотреть на текущий бизнес под другим углом. Математическая статистика, теория вероятности, стратегическое развитие, реорганизация бизнес-процессов и многое другое — освоение этих дисциплин помогает взвешенно принимать решения, действовать логично, без лишних эмоций и стереотипов. После таких программ Корпоративного университета Сбера резко меняешься, невозможно оставаться прежним.
Вообще, мне кажется, HR-функция Сбера — лучшая в стране. После таких инвестиций в развитие команды хочется показать максимальную отдачу. Если и говорить о каких-то моих успехах, то это точно результат вложений моего работодателя, а не следствие «особого дара».
Считаете ли вы, что MBA — базис для современных предпринимателей, или всю необходимую информацию можно изучить самостоятельно?
Для меня наличие степени MBA свидетельствует только о том, что человек прошел программу MBA. Самостоятельное освоение программ, конечно, возможно. Недавно встретил статистику, что образовательные онлайн-курсы оканчивает менее 10% студентов. Это свидетельствует о проблемах с мотивацией. Заниматься онлайн систематически — большая сложность.
Сейчас я прохожу курс на Coursera по программированию и искусственному интеллекту — ключевым для Сбера позициям. И могу сказать, что идет не просто...
Про Ростов
Как вы представляли себе южную столицу, когда в 2017 году переезжали из Екатеринбурга? Насколько ожидания совпали с реальностью?
До переезда ни Ростов, ни Ростовскую область я не посещал, поэтому особых ожиданий не было. Наверное, по поводу климата были ожидания, и они полностью оправдались. Ростов — теплый, яркий, дружелюбный и гостеприимный город. Местные жители недооценивают влияние климата на мироощущение.
На Урале снег лежит с октября по апрель, световой день короткий. Это отражается на психологическом состоянии.
Здесь же — солнце и позитив. Южане умеют с удовольствием проводить время. В связи с закрытием границ мы посетили много южных туристических Мекк: Архыз, Адыгею, Черноморское побережье. В Ростовской области также есть красивейшие места. Например, хутор Старозолотовский, Таганрог — прекрасный город, где родился Чехов и Раневская, по дороге вид на залив с маяка в Мержаново. Античный город-музей в Танаисе интересно посетить с детьми. Еще казачья станица — Старочеркасск и его знаменитый собор.
В центре Ростова сохранились потрясающие дома XIX–XX века: старые особняки с историей на Пушкинской, в которых сегодня расположены зональная библиотека и Музей изобразительных искусств. Сразу притягивают внимание здания городской администрации и Центробанка, выделяется архитектурно и «Шолохов-Центр». Интересна Публичная библиотека и Драматический театр им. М. Горького в виде трактора. Ученые его считают наиболее ярким образцом советского конструктивизма, его макет стоит в Лондонском музее архитектуры. В общем, есть что показать друзьям из других городов.
Про образ жизни
На вашем столе работы Сенеки. Расскажите про любимые книги.
В последнее время меня заинтересовал стоицизм, в том числе труды современных авторов. Наверное, повлиял пандемийный год. Понравилась книга «Как быть стоиком» Массимо Пильюччи. Книга на все времена — «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. В машине я часто слушаю детективы Бориса Акунина.
Расскажите, как на вас повлияла пандемия (помимо изменений на книжной полке).
Первое следствие пандемии — активный переход в онлайн-формат. Интернет-сфера проникла практически во все: банковские услуги, образование, медицинскую помощь.
Доля онлайн-покупок в России достигла почти 11%, при том что в США этот показатель равен 14%. Однако нам еще далеко до Китая с их 23%.
Второе следствие — медикализация общества. Если раньше small talk на встречах был посвящен погоде, сейчас — самочувствию, симптомам, количеству заболевших в компании. Такая личная тема, как состояние здоровья, перестала быть табуированной.
Сфера полномочий и влияния врачей сегодня значительно расширена: теперь они определяют нашу модель поведения.
Третий мощный тренд — внимательное отношение к здоровью. О правильном питании думают практически все. За короткий промежуток времени количество бегунов на Гребном канале выросло в несколько раз. Люди стали заниматься спортом без привязки к спортивным объектам и фитнес-центрам. На карантине я надевал рюкзак с утяжелителем и бегал по лестнице (мы живем на 16-м этаже).
Изменилось ли финансовое поведение ростовчан?
Прежде всего, люди начали экономить на товарах длительного пользования, путешествиях, развлечениях, кафе и ресторанах.
Другой тренд — безналичная оплата. Доля безналичного расчета по Ростовской области выросла и теперь составляет 54% (+5% за год). Причин несколько. Во-первых, бумажные деньги менее безопасны; во-вторых, онлайн-покупки; в-третьих, сниженные на время пандемии комиссии.
Третье изменение — рост инвестиций на фондовом рынке. Причины — снижение ключевой ставки и, как следствие, ставок по депозитам, а также будущее налогообложение процентных доходов по депозитам свыше ключевой ставки. В Ростовском отделении Сбера обслуживается 49 тыс. инвесторов — рост в 3 раза по сравнению с прошлым годом. Мы это видим и в нашей «Стратегии-2023» ставим задачу увеличить долю инвестиций в безналичных сбережениях с 13% до 23%.
Еще один мощный тренд — рост ипотечного кредитования благодаря льготной программе господдержки. Мы с начала года выдали 15,5 тыс. кредитов на 27 млрд, и это +36% к прошлому году. Льготные ставки стимулируют в том числе инвестиционный спрос.
Пока Сбер на пути реализации «Стратегии-2023», скажите, что ожидать от компании в почти наступившем 2021 году?
Обещаю, изменений будет много. Ростовчане даже смогут их «пощупать».
В сентябре в Москве был открыт первый офис Сбера нового поколения с зоной СберДевайсов и коворкингом для горожан. Аналогичный формат мы планируем реализовать и в трех офисах Ростова-на-Дону.
Будут расширяться линейки наших продуктов. Как вы знаете, помимо СберМаркета, мы реализуем такие сервисы, как онлайн-кинотеатр Okko, Delivery Club и СитиМобил. Набирает обороты и приложение СберЗвук. Кроме того, у нас есть СберЛогистика, координирующая доставку по всей стране, а CберЗдоровье позволяет получить онлайн-консультацию врачей.
Сбер планирует запустить новые сервисы, связанные с геолокацией. В этом году в экосистему Сбера вошла 2GIS, чтобы активно встраивать сервисы приложения в наши финансовые и нефинансовые продукты. Для использования сразу ряда сервисов мы разработали подписку СберПрайм. Совсем скоро появятся новинки от СберДевайсов.
Мы хотим, чтобы в следующем, 2021 году качество жизни ростовчан улучшилось за счет диджитализации государственной сферы. У нас есть дорожная карта, подписанная совместно с правительством Ростовской области. Намечен ряд серьезных проектов в области медицины. Мы применяем искусственный интеллект, чтобы обнаружить COVID-19 по КТ легких. Сбер продолжает реализовывать бесплатную цифровую платформу для школьных учреждений. Развиваем интеллектуальную транспортную систему, которая позволяет анализировать пассажиропоток, работать над сокращением пробок, оптимизировать маршруты. И многое другое…
Нам очень хочется, чтобы в следующем году совместные усилия Сбера и правительства Ростовской области привели к тому, чтобы каждый житель Дона отчетливо ощутил улучшение качества жизни.
Уверен, все намеченные планы Сбера будут реализованы и 2021 год принесет компании рекордные показатели! До встречи!
Текст: Станислав Затонский, Татьяна Алубаева
Фото: Антон Варламов, архив пресс-службы, Wikimedia
Комментарии (0)