Еда, в первую очередь, это физиологическая потребность, а ее основная роль заключается в восполнении энергии для здорового функционирования организма. В современном мире эта базовая человеческая потребность превращается в некий вид аддикции, самый быстрый способ получить удовольствие, снять стресс или залечить душевные раны. Все чаще и чаще стал звучать такой термин как – «пищевая зависимость».
Дарья Карпелянски
Пищевая зависимость – это вид поведенческой (нехимической) зависимости. Это одержимое стремление к определенному действию, связанному с удовольствием, которое человек не в состоянии контролировать. К такого рода аддикции относятся азартные игры, работа, сериалы и социальные сети.
Касаемо пищи – чаше всего зависимость вызывает еда с высоким содержанием сахара, жира и соли. Это прекрасно понимают пищевые гиганты, выводя все новые «идеальные» рецептуры с тем или иным соотношением количества этих трех веществ.
Формирование пищевой зависимости происходит с центрами удовольствия в мозге. В частности, с гормонами счастья. Их у нас четыре вида, из них три вида гормонов выбрасываются в кровь после употребления желанной еды. В первую очередь, главный гормон наслаждения – дофамин, который влияет на нейронные пути системы вознаграждения в мозге и побуждает к действию. Имеет мощный, но краткосрочный эффект. Именно он не дает нам остановиться на половине куска торта, а стимулирует доесть до последней крошки и положить еще добавки. Действие настолько мощное, что даже перебиваются сигналы о сытости и удовлетворении. В результате мы получаем переедание.
Склонность к формированию пищевой зависимости закладывается еще в глубокой юности, когда детские капризы прикрывались леденцом или шоколадкой. Сильно влияют и фразы «молодец – все съел», «сделаешь уроки – получишь конфетку» или «обязаловка» доесть до конца – все это звучит в подсознании всю жизнь. Мозг формирует пищевые рефлексы, и мы, взрослые, себя успокаиваем, награждаем, развлекаем, отвлекаем едой.
Чаще всего люди с пищевой зависимостью едят в одиночестве, теряют контроль над количеством съедаемого, часто оправдывают свое стремление поесть и, в конце концов, испытывают сильное чувство вины после приступа «переедания».
Самое сложное в терапии пищевой зависимости – это то, что в отличие от остальных видов аддикции, от пищи не откажешься на сто процентов, ведь мы должны питаться минимум три раза в сутки. Отношения с едой нужно выстраивать более тщательно. Помочь вырваться из замкнутого круга могут психологи и врачи со специализацией по пищевой зависимости, а также диетологи.
Комментарии (0)