Изучаем моду отдыхать на Южном берегу со времен царской России до 2020 года: Ялта как центр притяжения, цены, железная дорога — века сменились, темы те же. Об особенностях национального туризма рассказывает координатор Крымского военно-исторического фестиваля Дарья Исаева.
Мода на отдых в Крыму появилась благодаря царской семье во второй половине XIXвека. Мария Александровна — супруга императора Александра II — приезжала сюда за целебным воздухом по рекомендации врачей. Для нее построена южная резиденция в Ливадии. По словам писателя Сергея Филиппова, Ялта была полна блеска, шума и смеха. Блеск распространялся из Ливадии, вокруг которой группировалось все модное, сановное, красивое и богатое. Одним словом — люкс.
К концу XIXвека в Крыму курортном было только два сезона: весенний и осенний. Местные жители активно готовились к приезду именитых гостей: театры ангажировали певцов и театральные труппы, рестораны приглашали оркестры и искусных поваров, торговцы поднимали цены на овощи и фрукты, а "простые" люди нанимались извозчиками, кухарками, горничными и проводниками.
Весной вслед за императорской четой на Черное море отправлялся двор, и в Крыму начинался «бархатный сезон». Название появилось благодаря обилию столичной публики на Южном берегу — официальный список русского дворянства велся бархатных книгах. Жить в Ялте в сезон считалось признаком высшего положения и свободных средств, что и породило сходство с французской Ривьерой. Весенний сезон длился лишь две недели: загорать считалось неприличным, поэтому аристократия спешила скрыться от палящего солнца и вернуться в столицу.
Сегодня высокий сезон ассоциируется с теплой погодой, купанием и изобилием фруктов, а сто лет назад публику влекла бурная светская жизнь и, конечно, урожай винограда. В конце XIX века молодые крымские вина не уступали по качеству французским, зато были доступнее. Осенний сезон с конца августа по середину октября называли«виноградным» или «шелковым» — в шелк одевались приезжие столичные дамы.
Летний же сезон, «учительский» или «ситцевый», появился в начале прошлого века, когда берег Черного моря стал доступным для простых граждан. Студенты, мелкие чиновники, учителя и другие обладатели скромного достатка приезжали с середины июня по август с дамами в ситцевых платьях.
ГОСТИНИЦЫ
В начале XX века в Ялте уже было двадцать гостиниц, уйма магазинов, мощеные улицы с освещением, водопровод и обустроенная набережная. Городская канализация появилась раньше, чем в Москве. Столичный бомонд мог спокойно жить круглый год с полным комфортом. Благодаря богатой светской жизни Ялта получила название столицы Русской Ривьеры. Скучно здесь становилось только в межсезонье, когда разъезжались театральные труппы и заканчивались балы. В сезон же количество отдыхающих было в разы больше, чем мог принять курорт. А цены настолько высоки, что выгоднее было поехать на Лазурный берег Франции.
Аристократы соревновались в богатстве убранства частных вилл и стремились обустроить черноморское побережье не хуже средиземноморского. Строения поражали не только красотой и сложностью архитектуры, но были оборудованы последними новинками технической и инженерной мысли. В Ялте сохранились здания гостиниц, отреставрированных и сохранивших дух и колорит эпохи — «Россия», «Ореанда», «Вилла Елена», «Бристоль», «Мариино».
Гостиница «Россия» — теперь президент-отель «Таврида» — в 1875 году стала первым в городе фешенебельным заведением европейского уровня. Автором проекта стал ялтинский архитектор Александр Винберг, а личными капиталами поучаствовала царская фамилия. Гостиница уже тогда имела свой газ, фонтаны, водопроводы под самую крышу. По расположению и значению для туристов стала естественным центром Ялты: поблизости живописный фруктовый базар, телеграф и лучшие дачи богемы.
Набережную Ялты украшает здание гостиницы «Ореанда». Отель построен в 1907 году и принадлежал Александру Витмеру — к тому времени сделал блестящую военную карьеру, стал историком, журналистом и бизнесменом, владевшим недвижимостью и предприятиями. В путеводителях писали о красивом здание, обладающим удобствами в смысле санитарии и гигиены, электрическим освещением. Отмечалось также наличие украшенного картинами известных художников изящного салона, обширной террасы, устроенного сада и остановки автомобилей для сообщения с Севастополем. Плоская крыша использовалась для прогулок. Элементы внутренней отделки выполнены из мрамора, красного дерева и металла.
Еще одна гостиница, сохранившая историю и облик до наших дней, — «Вилла Елена». Богатый саратовский купец Иван Тихомиров заказал этот проект для дочери Елены в приданое. Четырехэтажное здание построено в 1912 году по проекту архитектора Л.Н. Шаповалова в стиле модерн и устроено по образцу заграничных отелей, с усовершенствованиями и удобствами, коих не было на тот момент в других гостиницах Ялты — подъемная машина, центральное водяное отопление, обширная терраса с шикарным видом на море и горы, гостиная, читальня и первоклассный ресторан. Гостиница удалена от городского шума, пыли и ветров, а номера с балконами обращены на юг и выходят в декоративный сад.
РЕСТОРАНЫ
При каждой гостинице был ресторан или буфет, но центром притяжения светской и культурной жизни стал Ялтинский городской сад, где размещались театр, ресторан, читальня и "курзал". В курортный зале ставились спектакли, устраивались балы, маскарады и музыкальные вечера, а в 1902 году местная публика впервые познакомилась с синематографом братьев Люмьер. Кафе «Городской Садъ» до сих пор находим по старому адресу. Прогуливаясь по набережной, приятно было зайти в павильоны над морем или «поплавки», которых было множество, в парижскую кондитерскую "Флорена" или набиравшую тогда популярность «вегетарьянскую столовую».
ДВОРЦЫ И УСАДЬБЫ
Заказывали строительство усадеб и дворцов по индивидуальному проекту те, кто мог себе позволить такую роскошь. Сегодня они являются государственными музеями: Ливадийский, Массандровский и Воронцовский дворцы. Но часть построек продолжает традицию дворянского гостеприимства и функционирует как отель или санаторий.
Дворец «Дюльбер», нынешний санаторий, построен в 1897 году в Кореизе. Замысел проекта принадлежал великому князю Петру Николаевичу, архитектору в душе, военному инженеру по профессии. Князь часто путешествовал по странам Средиземноморья, в Магрибу и Леванта. Из этих поездок привозил зарисовки местных строений, по которым составил эскизы будущего дворца в сарацинском стиле. Здание стало примером редкого сочетания простоты и сдержанного достоинства с богатым восточным орнаментом.Частично сгоревший во время войны дворец восстановлен по старым чертежам, включая декор, и продолжает развиваться в качестве здравницы.
Дворец «Кичкине»находится на территории современного гостиничного комплекса, построен в 1913 году и принадлежал великому князю Дмитрию Константиновичу. Дворец оформлен в мавританском стиле и украшен арками, зубцами и гипсовыми травами. Богатые рельефы издали сливаются с белыми стенами, но вблизи раскрываются во всем великолепии, показывая собой пример дорогого, но не яркого убранства.
Курорт «Суук-Су», нынешний лагерь «Артек»,принадлежал инженеру Владимиру Березину и супруге Ольге Соловьевой. Владельцы бросили вызов Западу, создав в Крыму образцовое место для отдыха, не уступающее виллам на Лазурном берегу. «Суук-Су» был открыт в 1903 году и оборудован по последнему слову техники: канализация, насосная станция, водопровод и электричество. На территории дейстовала своя почта и телеграф, ресторан и музыкальная эстрада, купальни и здание курзала, расписанное Василием Суриковым. Для отдыхающих построены шесть гостиниц с шикарными номерами на пятьсот человек. Сюда приезжали Бунин, Куприн, Чехов, Суриков, Коровин и Шаляпин. В 1914 году курорт лично посетил император Николай II. Сегодня о былых временах напоминает название одного из лагерей— «Лазурный».
ТРАНСПОРТ
Спустя столетие самым обсуждаемым проектом в Крыму остается строительство железной дороги. Cегодня это не единственный способ добраться на полуостров, как это было в конце XIXвека.Тогда москвичи и жители столицы ехали через Курск, Харьков и Лозовую в Севастополь. В 1914 году проезд на поезде из Москвы в Севастополь занимал сутки, из Петербурга ехали тридцать шесть — сорок часов. До 1890-х участки дорог принадлежали разным компаниям, поэтому пассажирам приходилось в пути четыре раза пересаживаться. Лишь с переходом участков в казну Российской империи это неудобство устранили, что позволило удешевить проезд и сделать поездку в Крым доступной для среднего класса. В Севастополе и Одессе путешественники пересаживались на пароходы и продолжали путь на Южный берег.
Проект строительства южнобережной железной дороги с 1894 года неоднократно рассматривался в Министерстве путей сообщения, но так и не был реализован. Сложный рельеф местности, риск оползней, а также Общество пароходства, акционерами которого являлись великие князья, препятствовали воплощению проекта. Сегодня вопрос о строительстве железной дороги Симферополь — Ялта вновь отложен.
Для перемещения по суше в Крыму долгое время использовался мальпост—«автобус» на конной тяге. Доктор Иванов в 1897 году описывал его так: «высокий рессорный экипаж, закрытый сверху, а по сторонам с подвижными занавесками, напоминает собой летний вагон конки». Скоростные и комфортные экипажи были представлены почтовыми бричками, фаэтонами, ландо и всевозможными колясками. А с 1907 года курортникам предлагали воспользоваться услугами автомобиля. Государственные и частные компании держали остановки при гостиницах и вокзалах в крупных городах. Но пассажиры предпочитали пароход автомобилю, считая путешествие более безопасным и комфортным.
КУРОРТНЫЕ СБОРЫ
Первый курортный сбор появился в Ялте в 1882 году и распространился на другие города. Места отдыха, не обладающие статусом города, права на сбор не имели. В то время цены сильно зависели от географии, а само наличие такого сбора означало, что место отдыха стало курортом. Собранные средства шли на организацию городских развлечений: приглашение оркестра или театральной труппы. Позже — на нужды благоустройства. Курортный сбор вызывал раздражение у отдыхающих, которые старались уклоняться от его уплаты и открыто протестовали.
За границей ежедневный сбор с туристов, как правило, включен в стоимость номера. В современном Крыму курортный сбор так и не введен.
«TUI – Ставрополь», Ставрополь, ул. Ленина, 125, тел. (918) 800-2727
ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПРОМОКОДОМ TUISTV ПРИ БРОНИРОВАНИИ ТУРА У НАШИХ ПАРТНЕРОВ «TUI – СТАВРОПОЛЬ» ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СКИДКИ И ПОДБОРУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТУРА. |
|
P.S. Неотъемлемый атрибут в путешествии – чемодан – подбираем правильный, надежный и легкий в салоне Samsonite.
Салон Samsonite, Пятигорск, ТРЦ «Вершина Плаза», Ессентукская ул., 31а
тел. (8793) 200-700, @samsonite_kmv
Комментарии (0)