Светлана Ситунова
Руководитель сети бутиков Prestige Men и «Дюссельдорф», Ставрополь
Модный ритейл пал первым под каток запретительных мер по причине пандемии. Закрытие магазинов в первую очередь повлияет на оборот коллекций. Будут отложены расширения магазинов и заключение новых договоров с брендами, с чем можно смириться, но опасным для многих станет изменение привычек потребления людей. Сегодня мы наблюдаем уникальное гуманитарное явление, а экономика только отражает психологию общества. Тренд разумного потребления и заботы об экологии давно витает над нами. Последние события его кратно усилят и распространят в обществе. Данный тренд мы давно уловили и встали на эко-волну – стали партнерами фабрик с гуманитарной философией Brax и Bogner, отбираем коллекции для базового гардероба исходя из требований к качеству и долгой носке. После карантина потребитель будет предъявлять большие требования к универсальности.
Торговлю одеждой и обувью правительство внесло в расширенный перечень пострадавших от коронавирусной инфекции отраслей. Получить поддержку от государства, будет совсем не лишним. Все зависит от того, насколько продлится самоизоляция. Компенсировать арендные платежи, продление ЕНВД (единый налог с торговой площади, отменен с 2021 года – Прим. ред.), отмена маркировок обуви и одежды – станут полезными инструментами для поддержания малого бизнеса, однако каждый перечисленный момент стоит отдельного внимания и тщательной проработки. Но знаете, я не привыкла на кого-то уповать. Я предприниматель, а бизнес равно несет ответственность за достижения, провалы, прогнозы и действия. Мыслить необходимо стратегически – создавать своему предприятию финансовую подушку безопасности своевременно, понимать особенности и менталитет страны, в которой ведется бизнес. Иначе, вряд ли добиться успеха и пережить любые потрясения.
Текущий кризис совершенно не похож на все предыдущие. Подумать только, какое стечение обстоятельств мы наблюдаем сегодня – политических, макроэкономических гуманитарных и социо-психологических. Мы присутствуем в центре глобальных изменений человеческой цивилизации, что невозможно сравнивать с финансовыми кризисами 2008 и 2014 годов. Ученые и экономисты назвали события – идеальным штормом, а он способен менять и берега, и выводить из баланса целые эко-системы. Для меня события сегодняшнего дня – кризис изменений.
Время лечит, а мой прогноз выживания офлайн ритейла склонен к оптимистическому. Все процессы замедлятся и потребуется время на восстановление спроса покупателей, на продвижение брендов, на поиски новых каналов коммуникаций. Люди пересекут психологический барьер мобильных покупок, конечно, произойдёт пере сегментация и смена привычек потребления – каждый сегмент потеряет привычных клиентов и обретёт новых. Часть клиентов более дорогих брендов переориентируются на потребление менее дорогих товаров и наоборот – все стремиться к балансу, таков закон. Люди устанут от стресса и некого периода растерянности, а бизнесу потребуется быстро принять новые правила игры.
При всем оптимизме мы держим в уме и пессимистичный вариант развития событий – сильное снижение покупательской способности, потребление останется только в секторах продуктов широкого потребления, неотложных покупок. Наихудший вариант будет выглядеть схожим со сценарием Американской Великой депрессии двадцатых годов прошлого века, и по некоторым прогнозам может превзойти его по распространенности и длительности.
Тяжело в учении – легко в бою. Воспользовались паузой в работе и приступили к реализации своих планов по новым обучениям сотрудников и повышению квалификаций. Мы позитивно мыслим и готовимся к оптимистичному сценарию. Сейчас у нас появилось время – бесценный ресурс, который инвестируем не в панику и жалобы, а в развитие интеллекта компании – еще один ценный ресурс. Я вкладываю в свое развитие как управленца, отдел продаж – в развитие продавцов, маркетинг – в создание новых каналов продаж и коммуникаций. Вы удивитесь, но пульс компании сейчас учащен от интенсивной работы, команда ежедневно работает на развитие. Ни минуты мы не потратили на суету и панику.
Онлайн продажи и коммуникации с клиентом – признак сегодняшних дней. Кто был не готов, и те начали быстро ориентироваться на местности. Мы имели опыт с онлайн продажами, пусть их доля не была большой, но все же. В данный момент готовим проект доставки с примеркой наиболее удобный для наших клиентов. У нас все процессы имеют некую особенность – за долгие годы работы выстроили особое отношение с покупателями. Компания основывается на принципах клиентоориентированности, и если для многих этот термин такой свежий и модный, из бизнес-книг известных всем авторов, то для нас давняя реальность. Нам проще доносить новости о компании, проще общаться с клиентами, но вместе с тем, наши клиенты привыкли к высочайшему сервису, и задача не уронить планку этого сервиса стоит нам сил, но справимся.
Потребители изменят свои привычки, а деньги поменяют владельца – перетекут из рук одних, в руки других. У бизнесменов сменятся клиенты. У умного бизнеса изменятся подходы к работе –перестанут насаждать и начнут чутко слушать клиента. Иные, наверное, так и продолжат натягивать старые сценарии на новые реалии. Те, кто быстро примет реальность, станут бизнесом поколения Y, и увидят новые возможности.
Подписывайтесь на наш канал в telegram Ств.Собака.ru - подборка главных новостей за день.
Комментарии (0)