На обложку октябрьского номера дерзко, ярко и стильно ворвалась экспрессивная художница из Ставрополя. Девушка предпочла должности руководителя крупной компании мольберт и краски, объездила 47 стран и показала свои картины в Нью-Йорке. Главный редактор «Ств.Собака.ru» Влад Соколенко встретился с Викторией в Бруклине (кофейне, а не районе Нью Йорка) – она как раз должна была лететь в США, но пандемия вмешалась в планы.
Вика, необъяснимо, но факт: пандемия имеет свои позитивные стороны. В течение многих лет тебя поймать в родном Ставрополе было сравнимо миссии Джеймса Бонда, и вот локдаун дал нам такую возможность пообщаться вживую и рассказать про тебя всем жителям Ставропольского края. Поэтому сразу перейдем к наиболее банальным вопросам! Как ты пришла к творчеству?
В школьные годы занималась в художественной школе, побеждала во всевозможных конкурсах. Преподаватель иногда говорил, что определенно присутствует талант. Тогда не обращала внимания, но через много лет вспомнила эти слова. А почему нет? Люблю краски и цвет, получаю удовольствие от придумывания сюжета своих «шедевров» и самого процесса написания. Могу днями и ночами сидеть над одной деталью. Жилка художника всегда была у меня, и я постоянно занималась творчеством, но, чтобы делать это на профессиональном уровне, нужно вкладывать много сил, времени и денег, что сейчас и делаю.
Началом творческого пути, в том числе, послужили личные истории. Развелась, потому что в браке стала женщиной, которой однозначно не хочу быть. Знаете, той, которая вечно недовольна мужем. Уверена, что его история развода звучит гораздо интереснее. Не жалею о браке, ведь без этого опыта сегодня переживала бы о статусе последних яйцеклеток.
В монастырь ты не ушла и отшельником тебя не назовешь. Вниманием мужским ты уж точно не обделена.
Конечно, отношения были и до, и после брака. Ярко, интересно, но неправильно. Однажды был человек, которого принимала со всеми его тараканами. Проблема заключалась в том, что он не смог подружиться с моими «белочками», хотел их прогнать и любить меня другой. А я не хочу быть другой. Хочу быть праздником и счастьем постоянно. Даже самостоятельно. В целом, не похвалюсь и не удивлю сложной трагической судьбой. Уверена, художнику необязательно страдать.
До всей творческой истории у тебя был большой опыт ведения бизнеса и государственная служба.
Вся семья занимается бизнесом – соответственно, воспитание построено на этом. Получила образование юриста, поработала руководителем компании, реализовала ряд успешных и не очень проектов. Падала, поднималась, опять падала. Уходила в минус, а иногда в громадный плюс. Получила колоссальный опыт – от «впаривания» косметики до службы в армии. Автомойка, банкетный зал, фитнес-центр. Не жалею об этом. Всегда хотелось развиваться, пробовать себя в различных сферах. Каждый новый проект нравился, и отдавалась ему целиком. Не бросала бизнес, когда жизнь менялась, я выбирала новый путь – либо продавала бизнес, либо сдавала в аренду.
В определенный момент пришла к выводу, что не хочу быть начальником, не нравится руководить людьми и нести ответственность. Свела бизнес до минимума и ограничилась несколькими сотрудниками. Начала много путешествовать и показывать эмоции в картинках, иллюстрировать жизнь. Семья относилась к рисункам как к хобби, а не образу жизни и возможному заработку. Родителям было тяжело понять, что картинами зарабатывают на жизнь. Позже увидели, что для меня это важно. Увидели во мне талант. Сейчас ходят на мои выставки, просят показать свежие работы.
В какой момент ты четко осознала, что хочешь стать художником?
В прошлом году посетила мировой арт-фестиваль Art Basel в Майами. В эти дни там собрались художники современного искусства, арт-агенты, коллекционеры, бизнесмены со всего мира. На неделю оказалась в этой атмосфере, посещала модные мероприятия, где легко заводила знакомства, дарила открытки с изображением картин. К поездке готовилась основательно, сделала видеопрезентацию на двух языках. Поняла, чего хочу и в какой среде чувствую себя счастливой.
После отправилась в Нью-Йорк, обошла музей современного искусства MoMA. Посмотрела картины и поняла, что вписываюсь в эту атмосферу и мои работы отвечают тенденциям современного искусства. Осознала, что готова завести роман с искусством всерьез и надолго. Однажды услышала от подруги, что она хочет ребенка хотя бы для себя, но в моей голове было желание выставляться в MoMA. Помню, как ответила тогда известной цитатой: «Ты или умираешь одиноким, или живешь по шаблону». Может, есть и другой вариант, но я совершенно точно решила избавиться от всех шаблонов в своей жизни, стандартности и быта и поставила цель стать великим и успешным художником. Одного желания и художественной школы было мало, поэтому поступила на факультет современного искусства в Москве.
Почему решила развиваться именно в этом направлении?
Я живу и пишу здесь и сейчас, поэтому логично, что мне ближе современное искусство, и вообще мой стиль вряд ли назовешь классическим – это скорее авангард, социальная ирония, экспрессионизм.
Что насчет смысла, подачи и настроений твоих картин?
В моих картинах есть смысл, но мне нравится, что люди видят не только мою идею, но и придумывают свою. Творчество – это иллюстрация нашей жизни, ситуации в мире. Цель моих работ – заставить людей задуматься о серьезных вещах, глядя на несерьезную картинку. Вдохновляюсь своей жизнью, тем, что вижу вокруг. На написание картин сподвигают и острые моменты, поэтому в этом году начала писать на политические и социальные темы.
Как люди реагируют на твое творчество?
Мне важно слышать разное мнение. Положительные или негативные отзывы – это эмоции, это здорово. Обидно выставить работу в Инстаграме, выкладывать процесс в сторис, а в ответ получать тишину. Иногда приходят и странные письма-реакции: «Что это? Я смогу лучше нарисовать! Тоже мне!».
Критикуют ли тебя коллеги, и как переживаешь это?
Пару раз состоявшиеся художники в мягкой форме уничтожили мой талант. После этого задумалась: «Чего это я себе придумала? С чего это я художник?». Вселенная меня любит. И через пару «бесталанных дней» пришел крупный заказ – сложный, но и отлично оплачиваемый. Решила, если есть люди, готовые купить «шедевры» за несколько тысяч долларов, то есть шансы на успех. Потом еще заказы, не такие масштабные, но уровень клиента добавил уверенности в таланте.
Стоп. То есть ты пишешь картины еще и на заказ?
Да, потому что хочу, чтобы творчество приносило деньги, тем более, часть средств от прибыли с картин отправляю на благотворительность детскому фонду. Заниматься коммерцией сложнее, чем рисовать картины из головы. Я максималист, ответственно подхожу к этому вопросу и иногда даже за некоторые заказы не берусь, сразу отказываю. Мои картины, например, веселые женщины в кокошниках, и не всем это подходит. Однажды молодой человек попросил нарисовать портрет его дедушки на юбилей. Объяснила, что пожилому человеку будет тяжело понять и осознать мои работы. Если берусь за заказ, то выполняю договоренности с заказчиком от и до. Узнаю идею, предлагаю варианты, делаю эскизы и потом уже прорабатываю детали, цвета, размер, называю сумму и приступаю к работе.
Ты, стало быть, дорогой художник? От чего зависят цены на твои картины?
Если работа интересна и я знаю человека, то беру чисто символическую сумму. Бывало, что отправляла работы заграницу, и они стоили тысячу долларов. Большинство работ отдала бесплатно клиентам фитнес-центра PS (@psgym – Прим. Ред.). Вообще, цена на картину зависит от сложности и размера. Вне стран СНГ называю цену от трехсот до тысячи долларов, и люди положительно реагируют. В России ставила цену от пятидесяти долларов без оформления работы в багет, и люди говорили: «дорого». Столкнулась с проблемой денежных переводов. Хотя и плачу налоги, сегодня усложнили переводы из других стран – введены серьезные правила. В целом, творчество для меня история не про деньги. Если будет выбор: размещение картин в MoMA или тихая покупка каждой работы за сто-пятьсот долларов, выберу первое.
Знакомство с зарубежными арт-пространствами подтолкнули тебя на то, чтобы выставляться за рубежом?
Весь образ жизни подталкивает к этому. Последние два-три года возвращаюсь домой, чтобы поменять вещи в чемодане и купить билет. В прошлом году снег видела только из окна аэропорта. Соответственно, арт-индустрия за рубежом для меня более знакома, чем в России. Посетила много классных арт-галерей, где оставляла свои контакты, открытки, знакомилась с менеджерами, агентами, директорами. Практически в любой стране работы принимали на ура! Коллекционер из Дубая заказал картину в свой офис.
Самая большая печаль случилась этим летом после получения письма-приглашения участвовать в выставке в одном из арт-кафе Нью-Йорка, вот только американская виза закончилась в мае. Документы на продление подала, но консульство до сих пор их не принимает. Тогда это был удар по моей вселенной.
Пока границы закрыты, ты решила показывать свои работы в России?
Да. Спустя какое-то время после моей несостоявшейся поездки в Америку поступило предложение участвовать в выставке нового арт-пространства в Ставрополе. Подумала, что было бы классно заявить о себе в родном городе, а уже через месяц решила сделать это в родной стране и переехала в Москву. Столица не всех принимает, но я и не навязываюсь, пока мне нравится. Буду пробовать, а там посмотрим, ведь у меня всегда есть запасная мечта.
Какая?
Ты же знаешь, я легко и быстро придумываю себе новые мечты. (Смеется.)
Где тебе лучше пишется?
Только дома. Моя мастерская занимает полквартиры, но так как решила пожить в Москве, буду и там организовывать творческое пространство. В путешествия беру с собой блокнот и карандаши – делаю эскизы.
Кстати, о путешествиях – ты побывала в 47 странах. Какие места больше всего тебе запали в душу?
Путешествия для меня много значат. Япония впечатлила самыми культурными и воспитанными людьми. При этом я ожидала увидеть там мир будущего, а увидела его в Корее. В Кении – низкие звезды, а на сафари было ощущение, что тебя привезли показать диким животным, а не ты приехал на них посмотреть. Понравилась Гавана – сумасшедший город, микс классной архитектуры, веселых людей. На Кубе не делят людей на национальности. Зимой мне нужно солнце, поэтому улетаю в Азию – Тайланд, Бали и Гоа. Там мой мозг перезагружается. В Индию возвращаюсь каждый год в течение последних пяти лет.
В США очень нравится, это самая комфортная страна для жизни. Однозначно мой город – это Лос-Анджелес, район Санта-Моники. Люблю Европу, выделю Италию – это самая вкусная страна, плюс отличный шопинг. Была в Австралии – там можно потрогать кенгуру. Потрясающая страна, назвала бы ее богатой Америкой. Долго мечтала о Бразилии, слетала в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Проблема заядлых путешественников, когда ты многое увидел, зажрался, поэтому не можешь сказать, что страна впечатлила. Понравилась Аргентина. Там я побывала в нескольких городах, в том числе в Ушуая, который считается краем света. У меня в паспорте даже есть отметка, что я побывала на краю света.
К путешествиям долго не готовлюсь и легко к ним отношусь. Лететь по двенадцать часов, сменить три самолета за день – запросто! Люблю спонтанность: могу писать картину и вдохновиться на покупку билета до Будапешта, прилететь туда, взять машину и покататься по восточной Европе. Надолго никуда не уезжаю – максимум на месяц-два. Релаксировать на Бали по полгода не могу, да и вообще духовные практики – не моя тема.
Возвращаешься ли в Ставрополь как домой, или для тебя это больше дежурный приезд, бизнес, родители?
Последние года два мало времени провела в Ставрополе, приезжала летом на пару недель максимум. Я не привязываюсь к местам, мне без разницы, где жить. Лишь бы было тепло. Конечно, необходимо сюда возвращаться – здесь родители и бизнес, который дает основной заработок. Для меня дом – весь мир, а Ставрополь – то место, где хранятся вещи.
Где в Ставрополе можно увидеть твои картины?
В галерее «Свободное Пространство» (@svobodnoeprostranstvo) буду представлять новые работы. На данный момент самая большая коллекция – в кафе «Бруклин» (@brooklyn_coffee26). А при заказе кофе можно получить открытку с изображением моих картин в подарок.
Мне кажется, что я хорошо отыграл роль, что не знаю, где твои картины увидеть в Ставрополе, ведь мы снимаем обложку как раз в «Бруклине». Давай завершим максимально общим вопросом. Какая твоя самая большая цель?
Мечтаю стать Энди Уорхолом нашего времени, чтобы лучшие музеи мира хотели видеть в коллекциях мои картины, выставляться в МоМА. Открыть благотворительный фонд, в котором будут счастливы участвовать Анжелина Джоли, Леонардо Ди Каприо и другие знаменитости. Идти к этой мечте начала в 2013 году, когда провела аукцион картин ставропольских художников для помощи детскому благотворительному фонду. В прошлом году организовала праздник для пожилых людей Геронтологического ставропольского центра. Помимо этого активно работаю над созданием мерча #viki_iki_art. Серьезно подхожу к этому вопросу – работаю над качеством и деталями. Пока это будет небольшая линия из футболок и худи с изображением моих картин. Скоро выйдет коллаборация экосумок с модным российским дизайнером. Есть еще несколько крутых предложений, но пока не буду рассказывать всех секретов.
Интервью: ВЛАД СОКОЛЕНКО
Текст: ЮЛИЯ ГРАБЛЮК
Фото: СЕРГЕЙ КОСИНОВ, АЛЕНА ИВАНОВА
Фоторедактор: НИКИТА ЗУБОВ
Стиль: ВИКТОРИЯ ГОРБАТЫХ
Визаж: ГРАЧ АКОБЯН
Прическа: АЛЕКСАНДРА САВРАСОВА
Редакция благодарит Savrasova studio (@savrasova_style) за помощь в создании стиля героя кавер стори, Brooklyn Coffee (@brooklyn_coffee26)за предоставленную локацию для съемок
Фото: Сергей Косинов
Комментарии (0)