18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Евгений Подгаевский: "Я бы не назвал себя писателем"

Филолог, член Союза журналистов СССР и автор художественных текстов из Минеральных Вод написал сценарий, по которому кинокомпания Star Media сняла мистическую мелодраму «Я думал, ты будешь всегда».

 


Я не ухожу, потому что никуда и не приходил

 

Как вы стали писателем?
Я бы не назвал себя писателем. Всегда интересовался кино, съемками, и все мои произведения написаны языком кинематографа, когда повествование строится из визуальных сцен. В силу семейных обстоятельств в юности не смог поехать в Москву, поступить во ВГИК, например. Жил и живу в Ставропольском крае. По образованию филолог, большую часть трудовой жизни посвятил СМИ: работал в газетах, на радио и телевидении. Однако мечта о кино меня не оставляла, я периодически действовал, что-то писал, еще в советское время отсылал свои сценарии на «Мосфильм» и другие студии. Нельзя сказать, что меня оставляли без внимания, в ответ приходили развернутые рецензии, но суть оставалась неизменной: «Тема заинтересовала, но, извините, план на пятилетку расписан». Возможно, это была отговорка, ведь в то время профессия сценариста считалась очень крутой и прибыльной. Место под солнцем, так сказать. За один гонорар получалось купить подержанный автомобиль, к примеру.


И все-таки достучались однажды?
Попытки я не оставлял, продолжал предлагать сценарии студиям. Времена менялись – студий стало намного больше, а Интернет и электронные адреса в открытом доступе значительно упрощали дело, но в ответ получал молчание или прямой отказ. В какой-то момент потерял надежду и решил, что хватит. Закрою эту тему. И вот однажды еду через железнодорожный мост (а в фильме как раз такой мост фигурирует!), как вдруг раздается звонок из Москвы. Редактор студии сообщает, что им понравилась моя заявка, и они хотят со мной работать. Так и завертелось. Правда, после звонка долгое время были тишина и неизвестность, все могло сорваться. Потом новости – подбирают актеров. Со мной могли и не советоваться вовсе, но, тем не менее, обсуждали каждую кандидатуру. На главную мужскую роль хотели взять талантливого и очень известного актера, но меня заели сомнения – он комик и известен ролями в комедиях. Меня уверяли, что он потрясающе играет серьезные роли в театре, а я все равно переживал. Рассматривали еще одного популярного актера, но в итоге выбрали талантливого Константина Милованова. На мой взгляд, он идеально подошел и внешне, и опытом в предыдущих картинах. Женскую роль замечательно сыграла молодая актриса Ирина Таранник. Режиссером фильма выступил Олег Филипенко.


Когда впервые посмотрели фильм? Волновались?
Время после окончания съемок прошло, я каждый день изучаю телевизионную программу, а фильма не нахожу. И вдруг на моей литературной страничке в Сети наблюдаю необычайный рост посетителей. Что такое? Стал гуглить, и оказалось, что фильм показали в Белоруссии на Первом канале, да еще в субботу в восемь часов вечера. Прайм-тайм! Уже в понедельник я посмотрел эту картину сам – был утренний повтор. Конечно, волновался, но остался доволен. Мне потом передали, что, когда в съемочной группе прочитали сценарий, все решили, что к нему нужно очень бережно отнестись. Это не развлекательная история, а мистика, драма, мелодрама, затрагиваются важные темы. По условиям производства съемочная группа сократила сценарий, но при этом его не расплескали и героев не изменили, чему я очень рад.


Какова дальнейшая судьба фильма?
Его показали в России, Белоруссии, Украине, Молдавии, в Прибалтике. Регулярно показывают на киноканалах пакета «Триколор-ТВ». Он выложен на официальном канале кинокомпании Star Media на YouTube. На этой страничке недавно был отмечен миллионный зритель, а сегодня и за миллион перевалило. Под фильмом сотни отзывов на русском, украинском, сербском, английском языках. Также он появился для покупки на американском сайте Amazon.


Как отзывы?
Берут за душу. Какая-то женщина пишет, что проплакала всю ночь. Отмечают, что кино о своевременности правильных поступков. К примеру: «Потрясающий по своей глубине фильм. Давно таких не смотрела. Спасибо большое за полученное удовольствие!». Кто-то написал, что смотрит уже в десятый раз. Или вот: «Удивительная история. Смотрится на одном дыхании. Если бы можно было начать все заново, сколько бы ошибок удалось избежать. Браво!» Люди фильм восприняли, он попал в их сердце. Но есть и другие отзывы, кто-то пишет, что не понял концовку или вообще ничего не понял. Главное, что люди реагируют. Ведь сценарий для того и писался, чтобы зритель задумался.

 

Вашей повестью «Муха или шведский брак по-русски» заинтересовались в США. Как это случилось?
Несерьезная история (Улыбается) Электронную версию книги приобрела одна из библиотечных сетей США на одном из сайтов. Юмористическая повесть про двух незадачливых мужей, написана как сценарий. Так что в Америке ее теперь тоже, наверное, читают.


В начале разговора вы уточнили, что не писатель, а сценарист. В чем особенность?
Это один из главных вопросов. Некоторым писателям кажется, если они написали роман или повесть, то уж сценарий могут запросто написать. Но есть случаи, когда даже именитые писатели пытались, а у них не вышло. Значит, они мыслят не кинематографично, не зрительным рядом, не визуальными сценами. Ведь большая часть прозы – это впечатления, воспоминания, планы на будущее и рассуждения о чувствах, а сценарий – то, что происходит с героем в данный момент. Действие. Здесь и сейчас. Обязателен четко просматриваемый сюжет с развитием и развязкой.


Кстати, о планах. Что дальше?
Я кое-что обдумываю, но будущее смутно. Телеканалы ориентированы на усредненное большинство зрителей – пожирателей рекламы. И планки устанавливаются на невзыскательный вкус большинства. Отсюда много пустопорожней ерунды. Некоторые профессиональные сценаристы даже уходят из профессии. Я не ухожу, потому что никуда и не приходил. Счастливый случай, но все же. Мой синопсис «Солнце взойдет на западе» (роман-катастрофа) был одобрен видным деятелем кино, он работал и в Голливуде, и на московских кинофестивалях. Писал мне, что и моя история для Голливуда, но я не загадываю. Это вряд ли, хотя первая часть романа уже написана. Слишком сложно все, хотя бы с переводом на английский разговорный, со сленгом, а не примитивно-дубовый. Хотя даже если больше не снимут фильм, все равно доволен, потому что это уже заметный след. Картина «Я думал, ты будешь всегда» – не однодневка, она волнует и будет волновать людей.

 


В основу киноленты «Я думал, ты будешь всегда» легли события из жизни Евгения Подгаевского. Отснято две версии картины. Евгений Иванович написал тринадцать произведений, в числе которых сценарии, повести, рассказы и роман-катастрофа. В 1986 году Ставропольское книжное издательство включило сценарий «Не пройди стороной» в одноименный сборник произведений разных авторов. Его дочь Анастасия пошла по стопам отца и тоже занимается журналистикой.

 

Материал из номера:
Июль-Август

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: