18+
  • Журнал
  • Аперитив
Аперитив

Поделиться:

АНЖЕЛЕН ПРЕЛЬЖОКАЖ / хореограф

Дерзкую хореографию Прельжокажа уже не раз видели в Петербурге. Но впервые самый «классический» его балет «Парк» будет целиком исполнен танцорами Мариинского театра.

Балет «Парк» был написан в 1994 году по заказу Парижской оперы. В свое время я подробно изучал историю этого старейшего театра, глубоко погрузился в эпоху Людовика XIV, который, кстати, был одним из самых блестящих танцоров своего времени. Действие «Парка» разворачивается как раз во времена правления «короля-солнца». Я пытался представить, как любили, как чувствовали люди той эпохи. Работая над балетом, обращался к литературным источникам, в особенности к сочинениям мадам де Лафайет. В «Парке» зритель может обнаружить отсылки к знаменитым любовным романам XVII–XVIII веков, от «Принцессы Клевской» до «Опасных связей».

Идея поставить спектакль в Мариинском театре возникла у меня в ноябре 2010-го, когда моя труппа приезжала в Петербург на гастроли. Познакомившись с российскими танцорами, я оценил их пластику, умение чувствовать и вживаться в сюжет и понял: «Парк» – балет именно для них. Валерий Гергиев одобрил мой выбор.

У «Парка», конечно же, есть либретто, но написано оно схематично и не обладает какими-то особыми литературными достоинствами. Придуманный мной сюжет – это лишь структура, на основе которой танцоры выстраивают свое видение балета. С каждой новой постановкой исполнители замечают какие-то новые оттенки и привносят в роли что-то личное. Именно за счет сухости, скупости, предельной простоты изначального текста они получают свободу интерпретации.

В образах четырех загадочных садовников содержится отсылка к очень важной для меня метафоре любви как сада. Отношения между людьми представляются мне похожими на сад. Если мы хотим добиться расположения любимого человека, хотим, чтобы нас полюбили, то должны работать над собой, возделывать себя, как возделывают сад. Чтобы любовь не угасла, ее нужно поддерживать, лелеять, беречь, так же как цветы в саду: если не заботиться о них должным образом, они погибают. Когда люди не заботятся о своих отношениях, не развивают их – любовь исчезает.

Подбирая музыку для спектаклей, я часто обращаюсь к технике коллажа. В балете «Белоснежка» фрагменты симфоний Малера скомпонованы таким образом, что оказываются в новом контексте и воспринимаются совершенно иначе. Так же я работал с произведениями Моцарта в «Парке». Но они еще оттеняются электроникой Горана Вейводы, сопровождающей выходы садовников.

В юности я был барабанщиком в рок-группе. Я научился играть на гитаре, иногда играю и сейчас, но все-таки музыка для меня не главное. Мое искусство – это танец. Тем не менее музыку ко всем своим балетам я подбираю сам и делаю это с огромным интересом и удовольствием. В моих спектаклях часто звучат сочинения композиторов, которые никогда не писали балетов. Это произведения Густава Малера, Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена. Бывает так, что балетмейстер идет на поводу у композитора, подстраивается под него. В таком случае происходит подчинение хореографии композиторской воле, танец перестает быть самостоятельным искусством и полностью зависит от музыки. Это не мой подход. Мне кажется, что музыка и танец должны находиться во взаимодействии, как две равноправные части сложного целого, не сводимые друг к другу.

«Парк». Партии репетируют: Диана Вишнева, Екатерина Кондаурова, Виктория Терешкина, Константин Зверев, Александр Сергеев, Юрий Смекалов. Мариинский театр, 14 апреля


Материал из номера:
ПОРА ВАЛИТЬ?

Комментарии (0)

Купить журнал: