Председатель Иркутской организации Союза архитекторов России, главный архитектор градостроительной мастерской «Линия» поделился своим видением развития архитектуры Иркутска и дал оценку современной застройке. По его мнению, архитекторы способны создавать будущее.
Архитектура Иркутска – какая она?
Архитектура Иркутска разная: по стилю и по эпохе, в наследство от которой она нам досталась. Есть купеческая архитектура ХIХ века, конструктивистская – 1930-х или модернистская – авторства архитекторов шестидесятников. Но вместе с тем, вне зависимости от эпохи, ее характер одинаково городской. Следуя суровому сибирскому природному контексту, иркутская архитектура подчиняется, по большинству своему, общему градостроительному замыслу: строга, сдержанна и брутальна.
Как вы видите баланс между современным строительством и сохранением исторической архитектуры?
Секрет баланса лежит не в количественной, но в качественной плоскости. Для сохранения духа места не обязательно сохранять всю историческую застройку. Важнее, заменяя ее современными зданиями, следовать сложившемуся масштабу среды, соблюдать честность в выборе материалов, не пытаться слепо копировать исторический стиль. Посмотрите внимательно на исторический центр Иркутска – это пример, который архитекторы продемонстрировали еще в 70-х годах прошлого века.
Цены на недвижимость в Иркутске держатся на уровне столичных. Это оправданно или мы переплачиваем?
Мне понятна наценка, связанная с удаленностью, суровым климатом и сейсмикой – это неизбежно ведет к удорожанию строительства. Переплачиваем же мы скорее из-за того, что все новостройки в Иркутске сегодня штучный товар. Если сравнить с миром автомобилей, нам предлагают исключительно собранные вручную эксклюзивные суперкары. И нет ни одного Генри Форда, который бы поставил проектирование и строительство жилых кварталов на конвейер, снизив себестоимость без ущерба для качества.
Исторические памятники архитектуры стремительно сносят. Иркутск деревянный пора отпустить в прошлое или без них концепт города будет утерян?
Концепт города может быть утерян скорее не из-за малого количества аутентичной исторической застройки, а из-за ее музеефикации и отсутствия в исторических кварталах характерной для города жизни. Поэтому, как по мне, старые дома, не имеющие официальный статус объекта культурного наследия, полезнее для сохранения «иркутскости» заменить на более практичные современные здания, в первую очередь, жилые. Конечно, сохранив при этом масштаб улиц.
Насколько коммерческие вывески и баннеры влияют на облик города? Сможем ли мы когда-нибудь прийти к единой визуальной концепции Иркутска?
Безусловно, сильно влияют. Помню удивление от увиденных в Хельсинки вывесок известных брендов, адаптированных под суровую скандинавскую архитектуру. Например, белого цвета Coca-Cola на кирпичной стене, смиренно собранная в аккуратный блок с другими не менее амбициозными соседями. И примерно в те же годы – протест иркутских предпринимателей с Урицкого в ответ на попытки главного архитектора города привести хоть в какое-то едино-образие информационное оформление улицы. Думаю, единственно возможной визуальной концепцией в случае с вывесками может быть банальное чувство меры.
Как понять, что над проектом постарался хороший архитектор?
Перед вами хороший архитектурный проект, если клиент чувствует себя соавтором, но по факту им не является. Потому что, как правило, неудачный проект – результат недоверия к профессионализму архитектора и вытекающее из этого самоуправство заказчика или строителя. Архитектор в силу своего специфического образования обладает одновременно синтетическим и аналитическим мышлением, благодаря такому сочетанию он способен создавать будущее. Доверьтесь архитектору!
Комментарии (0)