Дизайн интерьера – история относительно новая и не до конца изведанная. Сфера развивается так стремительно, что уже сегодня можно говорить об отличительных особенностях нашего города в дизайн-индустрии. Мы встретились с членами жюри премии «Лучшие дизайнеры и интерьеры Иркутска» в жилом комплексе Sun City специализированного застройщика «Гранд-Строй», чтобы обсудить точки роста иркутского дизайна и зарядиться настроением премии за примеркой новой коллекции ювелирного салона «Династия».
Дизайн в Иркутске переживает расцвет. Все чаще можно видеть удачные, да и просто красивые решения, это говорит о росте как исполнителей, так и самих заказчиков. Жить в такое информационное время и отставать от тенденций было бы странным. Мне нравятся те проекты, которые созданы для жизни. Таких очень мало. Когда я вижу дом, построенный в Сибири и отделанный преимущественно мрамором, у меня возникают вопросы. Я удивляюсь таким решениям. Я не к тому, что всем надо жить в избах, но есть ведь контекст, место, окружение. Профессия дизайнера достаточно нова в России, и тем более в Иркутске. Мы просто смотрим и копируем, без каких-либо особенностей, вдохновляемся западными примерами. Так исторически повелось. Одну отличительную особенность могу выделить – мы много имитируем: балки, бетон, кирпич, колонны, Париж, Прованс и т. д. Я фотограф, и мне часто приходится делать картинку гораздо лучше, чем то, что мы видим в жизни. Но главное – не картинка. Хороший дизайн – это когда ни отнять, ни прибавить. Ты видишь это и говоришь: вот это класс! А если для кадра нужно передвинуть диван, повесить фотографии или картины, поменять текстиль, привезти тонну бутафории и сделать сальто через голову, то о каком дизайне можно говорить. А именно так сегодня все и работает. Премии в этом случае нужны и должны быть интересны. Это как естественный отбор: если ты что-то произвел стоящее, ты живешь, тебя видят, знают и ценят.
Сфера интерьерного дизайна в Иркутске очень перспективна.
Мы заговорили о нем 28 лет назад. Тогда не все понимали, зачем мы везем в Иркутск шедевры мирового дизайна, а мы верили, что наш город достоин лучшего. Ведь не только декабристы и меценаты, но и простые горожане здесь всегда стремились к образованию и искусству, поэтому, создавая интерьерную компанию европейского уровня, мы очень хотели «влюблять» Иркутск в качественный дизайн, дать возможность людям воочию увидеть творения великих мастеров, которые доступны зачастую лишь жителям мировых столиц.
За все это время в Иркутске сформировалась плеяда единомышленников, которые сегодня выводят сферу дизайна на качественно новый уровень. Интерьеры иркутских дизайнеров печатаются в ведущих журналах не только России, но и за рубежом, а в профессию приходит талантливая молодежь, появляются интересные проекты. Поэтому в целом если говорить про интерьерный дизайн, то все очень неплохо и точно будет еще лучше, так как сегодня можно учиться и развиваться даже не выходя из дома.
Жителям Иркутска нужен дизайн, они хотят жить в красивых домах и квартирах и готовы инвестировать деньги в качество жизни. Поэтому иркутским дизайнерам всегда найдется работа, им есть куда расти, а это, наверное, самое важное. Меня впечатляют те проекты, когда к мастерству и вкусу добавляется собственный взгляд на пространство, философия, проработанность фактур, тонкая работа с цветом, остроумная игра со стилями и, конечно, те работы, где четко виден почерк автора.
Дизайн должен приносить удовольствие. Удовольствие можно измерить эмоциями. Люди удивляются, когда видят что-то необычное, радуются, когда им
комфортно, и получают удовольствие, находясь там, где красиво. Если мы создаем проекты, которые вызывают восторг, радость, удивление, – это значит, что мы создаем полезный дизайн. А если созданный нами интерьер морально не устаревает, значит, мы сделали его качественным.
Премия помогает привлечь внимание к лучшим работам, это стимул к развитию. Ведь экспертность, которая проявляется в профессиональной среде, должна быть услышана широкими массами.
Дизайнер интерьера – молодая профессия, которая уже получила активное развитие и вышла на хороший уровень. Мне бы хотелось, чтобы дизайнеры обращали больше внимания на искусство, насыщали им домашнее пространство. В этом и есть точка роста. Но те проекты, которые я вижу, меня впечатляют. Появляется все больше качественных оригинальных решений. Мне понравился проект, когда дизайнеры создавали интерьеры, внедряя в них элементы экологии и Байкала. Изготавливалась специальная мебель, предметы интерьера. Если бы понятие «иркутский дизайн» появилось и укоренилось, было бы радостно. Искусство известных нам художников мы можем безошибочно идентифицировать. Возможно, в дизайне уже сейчас прослеживается такая же история.
На мой взгляд, самое главное в дизайне – баланс интересов. Когда дизайнер находит его между своими задумками и пожеланиями заказчика – это профессионализм. В дизайне интерьера не должно быть конфликтов между заказчиком, исполнителем, дизайнером, конфликтов в цветах, фактурах, пропорциях. Оттенки, свет, функционал, комфорт – все должно быть учтено. Если мы заходим в помещение и понимаем «здесь хорошо» – это правильный дизайн.
Премия – двигатель торговли, прогресса. Чем больше конкурсов, тем больше рост. Когда мы можем сравнить свои достижения, проекты с коллегами, мы можем понять, куда двигаться. Дизайн развивается семимильными шагами. Например, низкие потолки раньше были проблемой, сейчас с помощью новинок и передовых решений эту задачу можно решить. Вторая составляющая премии – личный контакт. Когда мы общаемся, мы наполняем друг друга, что тоже является необходимым условием для роста.
Сфера дизайна бурно развивается, пока количественно. Ждем качественного роста. Это общероссийская картина. Очень много штампов и шаблонов. В большей степени видно копирование, не собственное переосмысление, не собственный «почерк». Но очень хорошо, что люди интересуются дизайном, прибегают к помощи профессионалов.
Не нужно забывать, что самое главное в дизайне – это идея. Дизайн – это не просто красивые чертежи, 3D и расстановка мебели.
Каждый предмет или декор должен быть уместен и предназначен «для чего-то», не просто «по красоте».
Есть проекты, которые удивляют. В том числе приятно удивляют.
Премии важно делать и делать на высоком уровне. Премия показывает, что происходит в городе. Видно, кто есть кто. Это поможет потенциальному заказчику найти «своего» дизайнера. А сообществу – развиваться, при условии критичного отношения к себе, и здоровыми амбициями делать город красивым. Думать о миссии.
За два года дизайн изменился в лучшую сторону. Профессия стала тоньше и мудрее, клиенты выросли из другой эпохи, стали качественнее понимать профессионалов. Это касается и графического, и интерьерного, и промышленного дизайна и т. д. Дизайн теперь лучше раскрывает необходимые коды, которые усиливают и закрепляют смысловые жизненные принципы. Интерьер стал точнее учитывать личные зоны, колористику и даже хобби человека. Предметные детали перестали кричать о своей индивидуальности, цене или эксклюзивности. Главное – гармония личной жизни в пространстве, где есть свой внутренний мир, где хочется жить и работать. Это стало особенно актуальным в период пандемии и изоляции. Поэтому можно сделать вывод, что дизайн умеет быстро приспосабливаться к обстоятельствам, лучше договариваться с глазами, головой и душой.
Меня удивляют необычные решения, например размытые границы улицы и дома, уличные детали в домашней обстановке. То есть момент, когда мы можем спокойно отказаться от привычных понятий «комфорта» городской жизни, находясь за пределами города. Востребована индивидуальность. Интерьер должен быть создан для конкретного человека, а не просто быть модной обстановкой.
Главной особенностью иркутского дизайна я бы назвал умение сочетать и применять лучшие мировые практики, пусть не так быстро, как хотелось бы, но все же. В дизайне важно мыслить, понять и найти происходящее вне себя, осознать, как с этим взаимодействовать.
Премии – наше все. Они нужны во многих сферах визуальной культуры, науки, образования. Немного притчи в завершение: «Во время войны Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил:
– А где же затраты на культуру?
– Так война же идет! Какая культура?
– Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем? –
удивился Черчилль».
Комментарии (0)