Медведь, балалайка, кокошник. Если, собираясь на премию «Лучшие дизайнеры и интерьеры 2022» (18+) в стиле а-ля рус журнала «Ирк.Собака.ru» вы ориентируетесь только на эти стереотипы, то пора расширять этот список и посмотреть, как русский стиль влиял на мировую моду
А-ля рус захватил ума и сердца благодаря Сергею Дягилеву. Гениальный антрепренер, а как сейчас сказали бы продюсер, просто заставил обожать русское искусство и русскую моду мир благодаря революционной серии театральных постановок «Русские сезоны» (18+), которые гремели на всю Европу целых 20 лет – с 1908 по 1929.
«Русские сезоны» (18+) Дягилева возвели в культ все русское и начался бум на всю эстетику загадочной и далекой России. Чтобы понять масштаб влияния русской культуры можно вспомнить тот факт, что супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в платье с мотивами русских фольклорных традиций.
После успеха балетов Дягилева моду на все русское популяризировал дизайнер Поль Пуаре. Он выпустил коллекцию, вдохновленную русскими народными мотивами, после выхода которой иметь наряды в стиле а-ля рус стало обязательно для модниц начала 20 века. Культ русского в Европе был настолько велик, что только за 10 лет, с 1910 по 1920 года в Париже открылось около двадцати модных домов, которые пропагандировали русский стиль.
Революция добавила русскую нотку в жизнь Европы. С притоком эмигрантов после 1917 года начинается повальное увлечение всем русским. Тут тебе и чайные с самоварами и цыганами в Париже, и мода на платки, пальто, отороченные мехом и прочие знаковые элементы. Коллекции по русским мотивам выпускают даже Chanel и Lanvin.
В 70-е русскую коллекцию выпустил Ив Сен-Лоран. Показ «Opera- Ballets russes»* стал первым после Поля Пуаре, где дизайнер в открытую обращался к русской эстетике. После показа многие дизайнеры вновь подхватили русскую тему.
Не стоит забывать и то, что Сен-Лоран показал высокую моду и советскому союзу, когда будучи у руля дома Dior привез в Москву в 1959 году модную коллекцию.
Однако, русская мода – это не только меха и косоворотки. Локальные коды могут быть заложены в любом пласте культуры. Так в 1986 году Жан-Поль Готье показал миру коллекцию, вдохновленную советским конструктивизмом и эскизами одежды Варвары Степановой и Любови Поповой.
Кстати, эта коллекция Готье породила моду на логоманию. На вещах Готье крупными буквами по-русски в духе советских лозунгов было написано имя дизайнера. В дальнейшем идею подхватили другие и стали писать свои названия и лого на вещах.
Джон Гальяно в 1994 году показал коллекцию с замысловатым названием «Побег юной принцессы Лукреции из большевистской России». В этом случае дизайнер вдохновлялся русской литературой 19 века и образами героинь. В том числе упоминалось, что «музами» были Сонечка Мармеладова и Анна Каренина.
В 2009 году Гальяно вновь обратился к русской тематике. Например, один из образов коллекции – оммаж на картину Сурикова «Боярыня Морозова».
Оскар де ла Рента также дважды выпускал русские коллекции В 2002 прошел показ «Русская зима», а в 2009 «Русская сказка» по мотивам русских народных промыслов.
В 2008 году, когда у руля дома Chanel стоял Карл Лагерфельд, бренд выпустил коллекцию «Париж-Москва», посвященной России. В коллекции были затронуты все основные маркеры а-ля рус – имперский шик, кокошники, советская униформа.
Текст: Полина Сердобольская
*русские оперы-балеты
Комментарии (0)