18+
  • Мода
  • Герои
Герои

Мэган Виртанен о том, почему женщина на каблуках — больше не символ секса, денег и успеха

Историк моды и колумнист «Собака.ru» Мэган Виртанен объясняет, как каблуки стали символом высокого статуса, почему от них постепенно начинают отказываться, и причем здесь король Людовик XIV и Наполеон III.

Лена Данэм

Лена Данэм

Кристен Стюарт на премьере фильма Спайка Ли «BlacKkKlansman» на Каннском кинофестивале, май 2018 года

Кристен Стюарт на премьере фильма Спайка Ли «BlacKkKlansman» на Каннском кинофестивале, май 2018 года

Эмма Томпсон на церемонии «Золото Глобус», 2014 год

Эмма Томпсон на церемонии «Золото Глобус», 2014 год  

Кара Делевинь

Кара Делевинь 

Символ нашего времени — Кристен Стюарт, скидывающая туфли на каблуках прямо на красной дорожке в Каннах. Справедливости ради, она была не первой. Эмма Томпсон проделала то же самое на церемонии «Золотого глобуса» еще в 2014 году. Другие предпочитают обойтись без драматичных жестов, ограничившись выбором обуви без каблука. Вид девушки в шифоновом платье и кроссовках стал настолько привычен, что даже не верится, что каких-то лет пятнадцать назад за такое бы откровенно высмеяли.

Заключается ли причина в общей усталости, заставляющей отказываться от излишних усилий в вопросах выбора одежды? Отчасти. Как обычно, нельзя ограничиться одним простым объяснением, тем более когда речь идет о вопросах статуса, а в конечном итоге все игры вокруг каблуков упираются в процесс пересмотра того, что такое высокостатусный внешний вид.

Туфли с красными каблуками при французском королевском дворе

Туфли с красными каблуками при французском королевском дворе

Туфли, 1789 год

Туфли, 1789 год

Туфли, 1875 год

Туфли, 1875 год

Туфли, 1900-е годы

Туфли, 1900-е годы

Каблуки появились в европейской культуре как признак высокого статуса, ведь их задачей было облегчить верховую езду. Каблук стал одним из символов аристократии, а красные каблуки при дворе Людовика XIV сигнализировали о принадлежности носителя к сливкам общества. В дамском гардеробе туфли на каблуках, не слишком предназначенные для ходьбы, равно как и одежда, явно не предназначенная для работы, показывала, что дама принадлежит к избранным кругам, рук не марает и обладает штатом прислуги. Одежда, которую можно было бы назвать удобной, практичной или экономичной, однозначно символизировала низкий статус. Неудивительно, что после Великой Французской Революции о каблуках предпочли забыть на долгие десятилетия, а вернулись в моду они при блистательном дворе Наполеона III и императрицы Евгении.


Принадлежность к элите перестала означать отсутствие продуктивной деятельности и активного движения

В конце 19 и начале 20 века женщины начали активно пополнять ряды конторских клерков и продавцов. Если к фабричной работнице требования в отношении внешнего вида были минимальны, то от работницы дорогого универмага, обслуживающей покупательниц высшего социального класса, требовалось выглядеть немногим хуже, чем клиентки. Девушки рабочего класса надели туфли на каблуках, а вскоре и кинематограф закрепил стереотип о том, что «платье и туфли Золушки» — то есть, облегающий вечерний наряд и туфли на высоких каблуках — сделают любую красавицей и подарят ей пропуск в желанное общество. Когда в 1933 году американский Vogue впервые использовал понятие «sexy» («сексуальный»), каблуки уже были его неотъемлемой частью.

Туфли, 1925 год

Туфли, 1925 год

Туфли, 1943 год

Туфли, 1943 год

Туфли Роже Вивье для Dior, 1950-е

Туфли Роже Вивье для Dior, 1950-е

Кроссовки на каблуках, 2007 год

Кроссовки на каблуках, 2007 год

«Кроксы» на каблуках от Balenciaga, 2018 год

«Кроксы» на каблуках от Balenciaga, 2018 год

Кубинские каблуки, шпильки, «устойчивые» каблуки в сочетании с огромными платформами, снова шпильки, и даже кроссовки на каблуках — казалось, позиция каблуков непоколебима. Кому-то хождение в такой обуви давалось легко, кто-то прятал в сумке пару балеток, которые и надевались за пределами «парадного сектора». Но времена все же меняются. Принадлежность к элите перестала означать отсутствие продуктивной деятельности и активного движения. Неработающая жена больше не показатель мужского статуса и состоятельности, тем более когда речь идет о женщинах, сделавших собственную карьеру. Женщина, уверенно идущая вперед в удобной обуви — кажется, именно так выглядят и «новый секс» и «новый высокий статус». Впрочем, это совершенно не отменяет покупку очередной пары изящных туфелек на шпильке, хотя бы из чисто фетишистских побуждений.

Поделитесь своим опытом — напишите колонку на «Собака.ru»

Это просто и совершенно бесплатно!

Подробнее
Рубрика:
Колонка Мэган Виртанен
Люди:
Мэган Виртанен

Комментарии (0)

Купить журнал: