18+
  • Мода
  • Герои
  • Коллекционировать искусство
Герои

Поделиться:

«Нормальное — самое слабое звено в нашем новом мире, где властвует аномалия»: манифест художницы Юлдус Бахтиозиной

Технофольклор, мультинациональность нашей родины и актуализация рудиментарных кодов: русская художница Юлдус Вильдановна Бахтиозина делает локальное глобальным, а сказку — былью, за что мы (справедливо!) считаем ее выдающейся общественной арт-деятельницей.

Боди TTSWTRS, SFX-модель — мастерская Some.Handsome.Hand Виктории Лисовской, провода AliExpress

Боди TTSWTRS, SFX-модель — мастерская Some.Handsome.Hand Виктории Лисовской, провода AliExpress

Юлдус дебютировала в кино со сказочным фильмом-посвящением отцу «Дочь рыбака» и с фестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» отправилась на «Берлинале». А в июле у исследовательницы архетипов и обрядов премьера в Мариинском театре — она стала художницей по костюмам трех сочинений Стравинского: оперы и двух балетов в мультимедийной режиссуре Максима Петрова.

По просьбе «Собака.ru» Юлдус написала манифест и сделала серию автопортретов.

Боди TTSWTRS, корсет Aprelikova, туфли Bottega Veneta (ДЛТ), бусы 22.13 Gift, пиджак и джинсы Roma Uvarov Design х AliExpress, ткань AliExpress

Боди TTSWTRS, корсет Aprelikova, туфли Bottega Veneta (ДЛТ), бусы 22.13 Gift, пиджак и джинсы Roma Uvarov Design х AliExpress, ткань AliExpress, наличники Kontora K

О хаосе

Добро пожаловать в наш новый мир! В нем стерты границы, больше нет разделений и предубеждений. Он совмещает остатки прошлого, осколки ценностей и артефактов с непредсказуемым, неизбежным, хаотичным. Этот мир делает нас сверхлюдьми, здесь силен только тот, кто управляет хаосом, живет в потоке, не сбавляет скоростей работы своего эмоционального интеллекта и очень четко видит свою цель в мутном, непрестанно меняющемся пространстве. Нормальное — самое слабое звено в мире, где властвует аномалия. Антихрупкость — единственное надежное оружие в схватке с черными лебедями, которые появляются чуть ли не каждый день (книги экономиста Нассима Талеба «Антихрупкость» и «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». — Прим. ред.). Не осталось знакомых сценариев: ты должен очень хорошо знать себя, чтобы прийти к нужной сюжетной ветке. Исследуя будущее, я строю к нему мост от прошлого. Хаос — моя родная стихия, а несоответствие — идеальная форма для создания самого продуктивного процесса.

Топ и леггинсы TTSWTRS, туфли Bottegа Veneta (ДЛТ), тареоки, чашки, чайники — Гжельский фарфоровый завод, кофейные стаканы и тарелки — Сергей Сысоев

Топ и леггинсы TTSWTRS, туфли Bottegа Veneta (ДЛТ), тареоки, чашки, чайники — Гжельский фарфоровый завод, кофейные стаканы и тарелки — Сергей Сысоев для Гжельского фарфорового завода (все — AliExpress), заколки и провода AliExpress

Тарелки, чашки, чайники — Гжельский фарфоровый завод, кофейные стаканы — Сергей Сысоев для Гжельского фарфорового завода (все — AliExpress), SFX

Тарелки, чашки, чайники — Гжельский фарфоровый завод, кофейные стаканы — Сергей Сысоев для Гжельского фарфорового завода (все — AliExpress), SFX-модель — мастерская Some. Handsome.Hand Виктории Лисовской

О русских кодах

Несмотря на то что в моей работе множество русских кодов, я когда-то потеряла связь с ними именно как человек своего времени. Мои детские воспоминания и ассоциации стали основой для их переосмысления. Прежде чем начать хоть что-то воплощать, я делала долгий и тщательный ресерч славянского фольклора, архетипов русских сказок, ритуалов. Только обладая знанием, ты можешь создавать новое. То, что у меня получилось сделать фольклор актуальным, современным, ироничным и понятным во всем мире — результат многих лет работы, экспериментов, опыта. Фольклор должен быть модернизирован и должен транслировать смыслы, близкие новому поколению. Мне нравится трансформировать клише и стереотипы. Еще в 2015 году я назвала свой стиль «татарское барокко». Смысл — в миксе представлений о татарах, их хаотичности, скорости, кочевнической сути, характера и значения слова «барокко» — в переводе с португальского это «жемчужина неправильной формы». А я всегда тяготела ко всему неправильному и неидеальному.

О задаче художника

Как артист я тонко чувствую потенциальные перемены в обществе. Моя цель построить коммуникационный мост между Россией и другими государствами, некоторые из которых все еще считают нас страной варваров, решающих любую ситуацию только физической силой. При этом уже само географическое положение между Азией, Европой и Африкой дает нам возможность быть проводником между разными менталитетами. Я хочу, чтобы Россия не оказалась за бортом современности. Очень важно иметь свое собственное лицо, но при этом принадлежать потоку с общими ценностями.

«Инфракрасная царевна», 2016

«Инфракрасная царевна», 2016

«Жемчужина неправильной формы», 2016

«Жемчужина неправильной формы», 2016

О корнях

Мое стремление сочетать несочетаемое и работать в самых diversity-формах обусловлено не только мультикультурным опытом жизни в Европе, но и семьей, в которой я росла. Я была счастливым ребенком, мне повезло родиться в семье со смешанными религиями и корнями. Несмотря на то что я петербурженка в третьем поколении, мои корни разбросаны по всей стране.

Прадед по папиной линии родом из Рязани, он обладал княжеским титулом и даже своей мечетью. Дедушка — советский ученый, родился в Петербурге, погиб во время блокады. Он был главным инженером на ТЭЦ, снабжал весь город энергией. Умер от голода: свой паек он отдавал матери. Это был невероятно умный человек, гений. Со светлым лицом и душой. Рассказы о нем всегда вызывают у меня невероятное чувство гордости от того, что я являюсь его потомком. Я еще в детстве поймала необычное чувство покровительства рода, который невидим, но хранится в памяти поколений. По маминой линии мои предки родом из Житомира, предположительно со смесью польских, еврейских и украинских кровей. Дедушка родился в Новосибирске и считал себя сибиряком. С бабушкой они встретились в Ленинграде. Мои родители — папа, татарин княжеских кровей, мусульманин, и моя мама, его третья жена — встретились благодаря моей сестре (от маминого первого брака с иудеем) в детском саду, куда ходил второй сын моего отца. Итого у меня два брата-татарина и одна сестра наполовину еврейских кровей. Я росла в семье, где за одним столом собирались мусульмане, христиане и иудеи. При этом это было общение на общей волне, всегда с шутками — чувство юмора в моей семье есть у всех. Все, кто попадал в нашу семью, если обижался на подколы и не умел парировать, очень быстро изгонялся. Я нахожу отсутствие чувства юмора у людей показателем невысокого интеллекта, а обидчивость считаю признаком ущербности.

Моя семья и ее традиции сформировали меня как человека, открытого всему самому разнообразному. При этом среда за ее пределами часто была агрессивно настроена. Самый частый комментарий от моих ровесников (в мягкой печатной версии): «Будь как все!». Сверстники находили меня «не такой» во всем — от поведения до одежды. Сейчас я понимаю, что в ментально закрытом и зашоренном обществе необычность вызывает тревогу от непонимания и неприятие, перерастающее в агрессию. Но я дико ему благодарна за закалку.

Лонгслив и велосипедки TTSWTRS, велотренажер Unixfit Store х AliExpress, сумка Sintezia х AliExpress, туфли Bottega Veneta (ДЛТ)

Лонгслив и велосипедки TTSWTRS, велотренажер Unixfit Store х AliExpress, сумка Sintezia х AliExpress, туфли Bottega Veneta (ДЛТ)
 

Краткая биографическая справка

Я, Юлдус Вильдановна Бахтиозина, родилась в спальном районе Ленинграда, ходила в серую дворовую школу. В тринадцать меня сбила машина: были порваны мышцы, сломано бедро, множественные вывихи — я была надолго прикована к постели. Пришлось заново учиться ходить. После школы я поступила в Академию госслужбы с амбицией стать первой женщиной-президентом, потом уехала в London University of Arts. Уехала, кстати, туда спортсменкой и учителем по йоге — мои травмы помогли мне серьезно заняться спортом. Потом была Азия и различные практики: от рейки в Варанаси до шаманизма в Непале. В 2013-м я захотела поэкспериментировать с пленкой, сняла свой первый фотопроект и попала с ним на конференцию TED, став первым спикером из России. В 2014-м канал BBC назвал меня «женщиной года», а в 2016-м итальянский Vogue — лучшим молодым фотографом. Мои работы находятся в фондах Музея Фаберже и Третьяковской галереи. Помимо сольных выставок я участник групповых выставок с такими художниками, как Марина Абрамович, Йоко Оно и Ян Фабр. В 2019 году Royal Opera House предложил мне создать костюмы для их постановки. Я никогда не училась костюму, просто очень захотела попробовать это направление. В том же году я решила снять кино — историю о том, как пройти испытания и открыть в себе царевну. «Дочь рыбака» — фильм-посвящение моему отцу — попал на «Берлинале», Шанхайский кинофестиваль, Raindance, New Horizons, а также на родной фестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало», где я получила эстафету от Александра Сокурова — снять трейлер к фестивалю в этом году. Я считаю, что могу все, что хочу.

Боди TTSWTRS, корсет Aprelikova, бусы 22.13 Gift, пальто Roma Uvarov Design х AliExpress, ботильоны Sintezia x AliExpress, чайник Гжельский фарфоровый

Боди TTSWTRS, корсет Aprelikova, бусы 22.13 Gift, пальто Roma Uvarov Design х AliExpress, ботильоны Sintezia x AliExpress, чайник Гжельский фарфоровый завод (AliExpress)

О Мариинском театре

Я создала костюмы для премьеры трех произведений Стравинского в мультимедийной постановке Максима Петрова для Мариинского театра. 11 июля состоялась премьера оперы «Мавра» и двух балетов — «Байка про лису, петуха, кота да барана» и «Поцелуй феи». Я считаю, чтобы остаться в живых, балет должен впускать в себя больше новшеств, что и делает в своей работе Максим для такой классической институции, как Мариинский. Моей задачей было трансформировать и переосмыслить классический балетный костюм, оставить ощущение пачки, но сделать ее современной. Поэтому мои богатыри в спортивных костюмах, а у красавиц — техно-кокошники. Конечно же, я использовала русские коды, например лубок, но не прямо, а оставив его орнаменталистику. Интеллигент из «Поцелуя феи» напоминает Данилу Багрова, который не попал в армию, а отучился в университете. Мой самый любимый костюм — гусара из «Мавры» — получился очень архетипичным.

О множестве личностей

Сейчас я живу в потоке и являюсь его создателем. Я коммуницирую с огромным количеством разных людей, я не делю их на классы, виды. У меня есть критерии поведения, нравственности, воспитанности, заботы, порядочности и уважения. Принятие и свобода — мой девиз. Я ощущаю себя как «мы»: часто говорю о себе «мы сделали», «мы решили», «мы рискнули», «мы захотели». При реализации проектов и заказов мне приходится быть максимально интегральным человеком: быть и креатором, и продюсером, и режиссером, и коучем, и психологом, и директором, и политиком — все это требует разных энергетик — и мужских, и женских. Видимо, бушует мое многокровие, ну и всегда есть с кем поболтать. У меня с детства была мечта иметь своего клона, точную версию себя по функционалу. Даже снилось, что я родилась с сестрой-близнецом, но она умерла, и родители мне об этом никогда не рассказывали. Это не только любовь к себе, хотя я не отрицаю самообожание, более того, считаю его одним из важных качеств, ведь если ты себя любишь, то счастлив сам и всех вокруг хочешь сделать счастливыми. Это желание больше делать, узнавать, изучать и делиться со своим идеальным партнером, а также быть в разных местах в одно и то же время. Я верю, что когда-то это станет возможным, но доступным очень немногим.

Кадры из фильма «Дочь рыбака»

Кадры из фильма «Дочь рыбака»

Кадры из фильма «Дочь рыбака»

Кадры из фильма «Дочь рыбака»

Кадры из фильма «Дочь рыбака»

Кадры из фильма «Дочь рыбака»

Cкульптор и основатель мастерской Some.Hansdome.Hand Виктория Лисовская сделала для съемки SFX-модель головы. Виктория дебютировала как актриса в

Cкульптор и основатель мастерской Some.Hansdome.Hand Виктория Лисовская сделала для съемки SFX-модель головы. Виктория дебютировала как актриса в фильме «Дочь рыбака» в роли царевны Адыгеи.

Об антихрупкости

У меня начался период скорости, движения, познания. В такой гармонии, как сейчас, я не была никогда. Я вывела из своей жизни все токсичные элементы — от людей до действий. Собрала самых необычных и достойных личностей, команду и работаю только над интересными и полезными проектами. Поставила себе новую цель в режиссуре. У меня над головой чистое небо и все возможности достигнуть новых высот. Обнулиться, зайти в новую среду, где ты пока никто, и стать кем-то! Это такой кайф! Я горжусь, что мой кинодебют стал успешным. Это пример того, что человек способен на все, если захочет. Я использую этот прием — ставлю задачу так, чтобы человек сам захотел что-то сделать. Тогда точно будет круто! Когда началась пандемия, я поняла, что хочу выйти на новый уровень в тяжелый для всех период. Расти из точки кризиса — это антихрупкость, которой должен обладать каждый артист. Главное — хотеть и пахать. Ключевое — пахать. После сильного «хотеть». За моими достижениями простираются километры вспаханных русских полей. Хотите и вы. Будьте тем, кем вы можете быть. Будьте хозяевами своей жизни, но при этом гостеприимными и уважительными ко всем.

Боди TTSWTRS, SFX-модель — мастерская Some.Handsome.Hand Виктории Лисовской, провода AliExpress

Боди TTSWTRS, SFX-модель — мастерская Some.Handsome.Hand Виктории Лисовской, провода AliExpress

Текст: Ксения Гощицкая

Идея, арт-дирекшн, стиль, фото: Юлдус Бахтиозина

Ассистенты: Лия Абель, Данил Сибиркин

Директор отдела моды и искусства: Ксения Гощицкая

Визаж: Глаша Гурьянова

Ассистент визажиста: Екатерина Лысова

Волосы: Екатерина Романова

Ассистенты по стилю: Виктор Кринкин, Анастасия Пилова

Свет: Иван Волков, Максим Самсонов Skypoint

Ретушь: Ксения Першина

Благодарим Кирилла Андреева и Макара Санжарова за помощь в проведении съемки

Теги:
Коллекционировать искусство
Материал из номера:
Июль
Люди:
Юлдус Бахтиозина

Комментарии (0)

Купить журнал: