18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Как Эдуард Пичугин возродил «Ленфильм»

«Петербург. Только по любви» — это не только название важного фильма, сопродюсером которого выступил генеральный директор «Ленфильма», но, кажется, и девиз всей карьеры основателя сети «Кронверк Синема», и слоган светлого будущего главной городской киностудии.

Вы родились в Донецке. Почему решили переехать в Петербург?

Приехал поступать в Военный инженерный институт имени Можайского. И хотя я и музшколу окончил по классу струнных инструментов, и баскетболом занимался, тяга к физмату взяла свое: люблю решать сложные задачи. Выбрал профессию «космическая баллистика» — военное образование привило дисциплину, научило работать в команде. После Можайки женился: познакомился с женой на Крестовском острове — мы с товарищем на пляже готовились к экзамену, а неподалеку стайка девчонок тренировались перед соревнованиями по пауэр­лифтингу. Жена в Лесгафта заочно училась, а днем ходила на востфак: четыре языка в совершенстве, Гете в оригинале, очень было интересно общаться. Наступили 1990-е годы, сложные времена, содержание в армии было низким, даже жена с ребенком убежала. Все это повлияло на решение уйти с военной службы.

Начались годы поиска себя?

Сперва я нашел себя в стройке. Первый бизнес-центр открыл в 1996 году, потом выучился на юриста, а затем на экономиста. Помогло образование: считаю, что любые физические процессы можно описать математическим языком. Чем больше учитываешь факторов, тем больше размерность матрицы и тем точнее результат прогнозирования и составление бизнес-модели. Моя кандидатская диссертация «Управление денежными потоками предприятий кинопроката» по специальности «Финансы и кредит» удивила всех экономистов: на восемнадцать членов совета — восемнадцать белых шаров, хотя тема «Кино», особенно десять лет назад, была для них как темный лес.

Кадры из фильма «Петербург. Только по любви»

Кадры из фильма «Петербург. Только по любви»

Кадры из фильма «Петербург. Только по любви»

Кадры из фильма «Петербург. Только по любви»

Кадры из фильма «Петербург. Только по любви»

Кадры из фильма «Петербург. Только по любви»

И как же вы тогда попали в кино?

Неожиданно! Сначала «Банкирский дом Санкт-Петербурга» предложил место директора инвестиционных проектов. Я согласился — мне было двадцать восемь лет, амбиции! А на новый, 2000 год каждый из нашей компании решил отличиться: мы с товарищем придумали самый северный в мире автокинотеатр «Фара» — взяли передатчики FM-диапазона, поставили антенну — и 1 января в здании на Непокоренных, 17, ровно в 00.00 запустили первый сеанс. Инвестиции окупились за месяц. Шли годы, а я даже не мог закрыть «Фару» на ремонт: очереди стояли, плюс байкеров пускали бесплатно — я как раз увлекся мотоциклами, мне и сейчас нравится погонять. И тут к «Банкирскому дому» обращается Министерство культуры с просьбой поддержать киноотрасль. Я берусь — и в 2002 году мы начинаем строить сеть «Кронверк Синема». Warner Brothers позаимствовал эту бизнес-модель для работы в Восточной Европе.


Мы на «Ленфильме» готовимся к съемкам по сценарию Ивана Охлобыстина: хипстеры попадают в Сирию и проходят через испытания, после которых из русофобов становятся русофилами.

Не самый широкоизвестный факт, но ведь именно вы помогли студии независимых художников «Непокоренные»?

Кинотеатры строились один за другим, и нужны были архитекторы. Тогда я собрал талантливых ребят из Мухинского училища и Академии художеств, посадил их как-то вечером в ауди­тории, дал каждому задание рисовать эскизы и двести долларов за работу. К утру появились идеи, сложилась команда, и через пятьдесят два дня мы открыли шестизальный «Родео Драйв». А ребят я решил далеко не отпускать — сделали им на Непокоренных двенадцать мастерских. Сначала давал деньги на холсты и краски, потом они стали зарабатывать. Художники Ваня Плющ и Илья Гапонов, куратор Настя Шавлохова — звезды этого сообщества. Ребят выставляют лучшие галереи мира, а две работы купил сэр Элтон Джон.

Кадры из фильма «Птица»

Кадры из фильма «Птица»

Кадры из фильма «Птица»

Кадры из фильма «Птица»

Кадры из фильма «Птица»

Кадры из фильма «Птица»

Есть ощущение, что «Ленфильм» набирает обороты, но непонятно — какие. Что будет?

Глобальные вещи по производству уже понятны. Готовимся к съемкам по сценарию Ивана Охлобыстина: хипстеры попадают в Сирию и проходят через испытания, после которых из русофобов становятся русофилами. Хеппи-энд, если можно так сказать. Разрабатываем историю «Имам Шамиль. Ахульго», о присоединении Кавказа к России. Я летал с главным редактором «Ленфильма» Светланой Кармалитой в Дагестан, откуда Шамиль родом. Работаем над картиной «Горчичное зерно», поднимающей тему общечеловеческих жизненных правил, — проект благословлен игуменом Валаама Мефодием, а сценарий написан Амвросием Светлогорским. Два года пишем сценарий к жанровой истории «Менделеев». В жизни Дмитрия Ивановича были и научные открытия, и любовные истории. Русский Леонардо да Винчи, он изобрел аэростат с герметичной гондолой для исследования высотных слоев атмосферы, «Газпром» ему должен памятник поставить — именно он придумал, как нефть перекачивать по трубам.

Вы собрали вокруг «Ленфильма» команду новых людей?

Конечно. Старые, новые — все вместе. Но важная и, пожалуй, самая сложная задача — это привлечение сюда выпускников ВГИКа. Вспомним: ленинградская школа была создана выпускниками этого вуза, Сокуров, Снежкин окончили ВГИК и получили распределение в Ленинград. Уже двадцать пять лет нет распределения, и попробуй зазвать сюда москвичей, когда все деньги там. Вот эту задачу и пришлось решать, а параллельно поднимать новую команду. Но сейчас съемок в Петербурге хватает — нам удалось собрать специалистов и получить образовательную лицензию. Мы даже создаем свой симфонический оркестр!

Текст: Яна Милорадовская
Фото: Алексей Костромин

Материал из номера:
Сентябрь, 2016
Люди:
Эдуард Пичугин

Комментарии (0)

Купить журнал: