С бывшим главным редактором Ирк.Собака.ru Александрой Поблинковой немного порассуждаем о достоевщине в актуальном светском сериале. И найдем множество причин любить классика в его великой депрессии и нового классика Константина Богомолова за четыре сезона идеальной драмы.
Александра Поблинкова
Недавно в одной приличной компании кто-то презрительно высказался о «Содержанках», которые сериал. Причем в духе «не смотрел, но осуждаю». Исходя из названия, аморальный тлен. А я немножко Дон Кихот по части справедливости. И все четыре сезона посмотрела. Говорю, мол, зря вы так, отличный сериал.
Чувствую в компании немое осуждение моего морального облика. Пытаюсь объясниться (а как можно объясниться достойно, когда вы с собеседниками в разных дискурсах?). Говорю: это чистый Достоевский. Там очень глубокая мораль, между прочим. Стоит ли заметить, что мне никто не поверил. За три минуты на ровном месте подмочила себе репутацию.
Уже спустя неделю я нашла веские аргументы для того, чтобы реабилитироваться. Было поздно, но это однозначно тема для колонки, которая должна реабилитировать меня и русские сериалы заодно. Потому что мы научились делать круто. Даже очень круто.
Читала «Пушкин, помоги! Лекции по русской литературе», новое издание от писателя Валерия Печейкина. Дошла до лекции про Достоевского и современность и подпрыгнула на диване. И как вы думаете, какой современный режиссер самый большой фанат Федора Михайловича и чаще всего ставит его произведения? Константин Богомолов. Тот самый, который и поставил по всем законам театра (!) сериал «Содержанки».
Богомолов и правда большой поклонник Достоевского. Образ Свидригайлова есть и в его новой постановке в МХТ им. Чехова “Новая оптимистическая”. Есть он и в “Содержанках”. Сквозная достоевщина. И сплошная театральность. Потому что сериал именно театральный.
Если вы смотрели “Содержанок”, то наверняка вопрос о любимом герое вызовет у вас затруднения. Им всем сложно сочувствовать. В отличие, например, от совершенно беззубых “Беспринципных”, третий сезон которых стал сплошным разочарованием. Потому что персонажи писателя Цыпкина живут в стерильном добром вакууме воображаемых Патриарших, вот недавно ради полного метра выехали в деревню, они карикатурные, милые, почти домашние. Как смешарики.
Другое дело персонажи “Содержанок”, они не вызывают особой эмпатии просто потому что все достаточно неприятны. В каждом сезоне рефреном повторяется мысль: “Извращенцы. Все”. И каждый, по-своему, греховен. Кстати, прошу заметить, что богатая жизнь в случае этого сериала обошлась без шаблонных Патриков и жизни вокруг них.
Так вот, если как следует присмотреться к героям, то вы найдете здесь следы достоевских персонажей – и упомянутого Свидригайлова, и Сонечки, и многих других.
Мне на помощь приходят литературоведы: ”Достоевский – самый жестокий художник 19 века, потому что он обнажает жестокую правду, которую трудно даже представить. Мир писателя населен людьми, доведенными до крайности, до предела человеческих страстей – от извращенного порока и преступления до высочайшей добродетели и нравственной чистоты. В поле его зрения попадают и те, и другие, потому что писателя интересуют и истоки порока, и нравственная высота добродетели”. Добродетели в “Содержанках” мало, и если она есть, то блаженная, “идиотская” (см. Достоевский) и немного пьяненькая, как у режиссера Дарюса.
Впрочем, пока мы с вами рассуждаем о литературоведении в современном кино, светская Москва обсуждает полунамеки на определенных персонажей, которые не сходят с уст админов модных телеграм-каналов. Возможно, в каждом вымысле есть доля…. современности.
Вернемся к сериалу. В отличие от романов классика, в сериале мы не видим рефлексию героя. Нас миловали и уберегли от внутренних монологов. Но каждый герой развивается как личность в действии, которого на четыре сезона предостаточно. И почти каждый получает свое наказание (нет, это не спойлер).
Последнее современное прочтение Достоевского в кино, которое я могу вспомнить – это “Даун Хаус”. Великое кино. И безусловно актуальное для своего 2001 года кино. В 2023 мир сильно изменился. Люди - нет, а контекст да.
О том, что не все безысходно напоминают идеальные образы чиновников в исполнении Сергея Бурунова и Никиты Ефремова. Это уже не достоевские, а вполне себе гоголевские персонажи, но тем не менее, театральные.
Получается, что я, к счастью, достаточно освоила великого депрессивного классика, чтобы понять, что все любимые сюжеты Федора Михайловича и его герои представлены в сериале. Они с поправкой на контекст времени и места перенесены в реальность Москвы 21 века вместе с преступлением и наказанием. Оно, разумеется, есть и не однажды. И неспроста все завершается в Петербурге.
Сериал поменял четырех режиссеров – новый в каждом сезоне, – но сохранил безусловную достоевщину. Так что если вы давно не задумывались о загадочной русской душе, повод освежить классика в современной киноверсии. Только, пожалуйста, уберите детей от экрана.
18+
Комментарии (0)