18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Главный портретист русской богемы прошлых веков – в Иркутске

В Галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея продолжает действовать выставка работ одного из самых известных и богемных русских живописцев – Валентина Серова, автора знаменитой «Девочки с персиками». Экспозицию произведений, привезенных в Иркутск из Петербурга Русским музеем, иркутяне могут посмотреть до 12 ноября. Редакция Ирк.Собака.ru подготовила обзорный материал о самом художнике и его работах, представленных в нашем городе.

Искренность по-серовски

«Девочка с персиками» – это, пожалуй, самый известный русский детский портрет. Причем его героиня превратилась в самостоятельного персонажа – девочку с персиками, затмившую саму 11-летнюю Веру Мамонтову, изображенную на портрете. Эту картину называют манифестом детству, жизнерадостности и красоте простоты. И не просто так. Ее автор, Валентин Александрович Серов (1865 – 1911), в начале своей карьеры сказал, что в своей жизни будет «писать только отрадное». Особенно ему это удалось в портретах детей. К сожалению, иркутяне на выставке работ художника не смогут увидеть знаменитую «Девочку с персиками», но Русский музей привез несколько детских портретов. Так, в Галерее сибирского искусства можно увидеть изображения двоих детей предпоследнего российского императора Александра III – Михаила и Ольги. На этих портретах они – не великие князь и княгиня, не члены царской семьи, а простые мальчик и девочка с искренними взглядами, живыми, но спокойными лицами. Это Серов передал через яркие краски и широкие мазки, которыми славятся его портреты. Например, у Михаила кожа и уши выглядят так, будто он смущается, что с него пишут картину.

На выставке можно увидеть и портрет их царственного родителя – императора Александра III. Как и царь был высоким, мощным и крепким человеком, так и его портрет – самый большой на выставке, находящийся в центре экспозиции. Он привлекает больше всего внимания гостей Галереи: зрители подолгу стоят около него, подходят по нескольку раз и фотографируются почему-то именно около него. Но и здесь Серов проявил свое мастерство: его портреты известны тем, что люди на них – именно люди, а не должности, чины, звания и сословные принадлежности. И император тоже выглядит человечным, а не как замерший памятник. Лицо его выражает легкую усталость, а поза (царь стоит, подбоченившись) не очень царственная. При этом Александр III статен и могуч, даже на портрете.

Мрачно-иронический гений

Вообще, Серов умел передать личность, а не внешнюю оболочку. Его мастерство вкупе с мрачно-ироничным настроем характера художника давали такой эффект, что по некоторым портретам можно даже понять отношение к человеку и увидеть его потаенные черты. Вот за это многие современники, с одной стороны, очень любили самого востребованного портретиста рубежа веков и считали за честь стать моделью для его работ, а с другой стороны, боялись, потому что Валентин Александрович выискивал и изображал даже скрытые черты характера.

Например, однажды Серов писал портрет великого князя Павла, брата вышеупомянутого царя. Художнику, изобразившему героя с лошадью, почему-то не очень нравился великий князь, который и вправду был личностью скучной и бесцветной. Таким Павел получился и на портрете Серова, где лошадь выписана очень красочно и подробно, а сам герой портрета – безликим, изображенным широкими мазками и с пустыми, безынтересными глазами.

Художник не стремился приукрашать или изображать слишком позитивным человека на портрете. Но он писал своих героев с теплотой, стараясь передать их внутреннее содержание и целостность. И даже императоры у него получались такими же. Так, в начале ХХ века Серов создал портрет Николая II в походной тужурке. Образ получился очень теплым и светлым, но совсем не царским, что не понравилось жене императора Александре Федоровне. Она вмешалась в работу Валентина Александровича, что вызвало скандал: Серов встал из-за мольберта и предложил императрице самой закончить портрет. После данного инцидента художник сказал, что более он в этой семье работать не будет. И сдержал свое слово, несмотря на уговоры и попытки помириться со стороны царя.

Певец старорусской богемы

На выставке в Иркутске можно увидеть не так уж и много работ Серова. Однако они интересны и представляют и разные техники, и периоды творчества художника. Там вы увидите и карандашные наброски, и полноценные картины. Переходя от одной работы к другой, можно проследить и эволюцию техники, когда к концу жизни она у Серова стала яростно импрессионистской, переходящей в другие направления, и изменение его взглядов, ведь в конце творческого пути художник стал критически относиться к императору и монархии.

При всем этом Валентин Александрович до конца жизни оставался самым востребованным портретистом эпохи. С ним работала почти вся тогдашняя русская богема – Дягилев, Ида Рубинштейн, богатейшее семейство князей Юсуповых, Шаляпин, Мамонтовы. И благодаря портретам Серова мы можем увидеть, какой она была, элита ушедшей в небытие империи. Даже по тем, которые привезены в этом году в Иркутске.

Информационный обзор редакции.

0+

Текст, фото: Кирилл Кузьмин 

Комментарии (0)

Купить журнал: