Россия - страна биполярного расстройства. Такой диагноз нам поставили историки, социологи и культурологи. Сравнение удачное, и это многое объясняет. И ненавидим мы и любим мы случайно, как писал классик, и все не без странностей
Недавно Юрий Дудь выпустил документальный фильм про легендарное кино 1995 года «Ширли-Мырли» (16+) . Если не считать того, что добрую половину ленты журналист демонстрирует свои политические убеждения и задает предвзятые вопросы из серии «раньше-то свобода была посвободнее», это безусловно культурное Событие. Так все мы— фанаты приключений Кроликова (Валерий Гаркалин) и его братьев — поняли, что не одиноки в своей любви к хорошему фарсу. И треш прекрасен в исполнении российского оскароносного режиссера.
Вокруг «Ширли-Мырли» множество слухов и мифов. Например, я слышала, что Владимир Меньшов в голодные 90-е создал этот фильм, чтобы дать возможность актерам немного подзаработать. Потому что, сами понимаете, в то время - в промежутках между баррикадами у Белого Дома - всем, а в том числе инвесторам, было как-то не до кино. Но «под Меньшова» деньги нашлись, и случилось то, что случилось. Лучший фильм про дикий цайтгайст «девяностых» с цыганами, Спасителем России, сурдопереводчиками, капусточкой и беспрецедентно звездным составом.
Чем еще важен для нас фильм? Он напоминает о том, что хтонь и братская любовь - незыблемая, исторически сложившаяся основа жизни русского человека. Фарс — дикий, но тем и симпатичный.
Что естественно, то не безобразно, или нет? Больше нечем объяснить любовь русского человека к страданиям и фекалиям. Причем, желательно, одновременно. Этим мы отличаемся от тех же немцев, которые обожают юмор «телесного низа», но страдать из-за этого не намерены. А мы как только увидим что-то по-настоящему дерьмовое, как звук пенопласта по стеклу или бургер, покрытый плесенью, так и готовы рассыпаться в овациях мелким бисером.
Начнем с «Большой глины №4» Урса Фишера, которую поставили возле нового столичного арт-пространства. И которую своим святым долгом снять с самого говняного ракурса считает любой гость столицы. К ней даже приставили охранников во избежание всяческих эксцессов.
Так-то красивая глина, увеличенный набросок - возможно - грандиозной работы. В нем можно найти много смыслов, но русский человек радостно видит один - с самого непривлекательного ракурса. Похожа «глина» на кучу какашек или нет обсуждают все начало осени. Это же главный вопрос сезона, сами понимаете. Причем она умудрилась оскорбить не только чувства москвичей, но и всех вообще. Поговорить про низменное и пострадать про него и про упадок нравов - всегда приятно.
Но есть вещи хуже глины - потому что она постоит на набережной и уедет дальше, покорять более тонко чувствующие города и страны, а нам вот зато останется безысходное авторское кино. В этом жанре ничего не меняется уже очень много лет. Фестивальные завсегдатаи неизменно в восторге, очарованы, великое русское кино - каждый раз когда какой-то треш появляется в прокате. До конца года нас такое счастье, если верить трейлерам, ждет целых раза три. Видимо, мы такое заслужили.
Если уж разбираться в сортах страдания, которое, как говорят чиновники, «традиционно присуще русскому народу», то у русской хтони есть темное, фантасмагорическое и светлое лицо. Но на роль кинокритика я не претендую, всего лишь о том, что все это кино - про треш, угар и мерзость жизни вокруг нас.
Безысходная хтонь: «Изображая жертву»(16+), «Страна ОЗ»(18+), «Зеленый слоник», (18+) «Чики» (18+). Восторг нашего времени - беспощадный по отношению к зрителю «Петровы в гриппе» (18+): весь фильм героя лихорадит, и все пьют водку, потому что еще пить, когда кругом мрак, катафалки и хтонь. Счастливые детские воспоминания про Снегурочку - вот все, чем нам остается спасаться в текущей реальности.
Беспросветный мрак: «Левиафан» (18+) и «Дурак» (16+) и, разумеется, весь Балабанов, как он есть.
Размах души в диких декорациях: «Горько»(16+), «Родные» (12+), «Самый лучший день»(16+). Жора Крыжовников нашел себя в жанре и отдельное ему спасибо ему за то, что он дает зрителю надежду на свет в конце тоннеля. Давайте фильмы про национальный дурдом будет снимать только он, у него отлично получается.
И еще особняком стоит «ДАУ» (18+)Хржановского как апофеоз отмороженности за гранью вообще всего. Но это уже для конченных эстетов.
Каждый раз, когда я прихожу - по необъяснимым мне и очевидно тем самым биполярным причинам - в кино на очередной такой фильм, то первые 15 минут пытаюсь осознать, что заставляет меня это смотреть. Да, мы сложно живем, в русской жизни много всего ужасного и безысходного - как и в изнанке любой страны. Но как можно получать удовольствие от того, что всем вокруг плохо, вот чего я не могу понять.
Вся картина современного русского кинематографа делится на плохие комедии, национальную хтонь и роскошные блокбастеры. Последних не так и много, разумеется, они дорогие. А вот зато артхауса - в любом формате метра целые горы. Кто-то считает это прекрасным, кто-то это смотрит и высоко ценит, иначе зачем было бы производить и преумножать такое количество боли. Умеренного кино у нас практически нет, только разные стороны биполярки - вероятно, в этом загадочность русской души, как для нас самих, так и для мировых фестивалей.
И если вернуться к «Ширли-Мырли» (18+). В самое сложное время, в критичных условиях турбулентности Владимир Меньшов снял фильм, в котором есть свет, смех и надежда. А это все, как знаете, поможет выстоять в любой ситуации. Со временем из кино ушел смех, осталось страдание и какое-то г…но. А нам всем очень нужно немного веселья и добра, даже если что-то пошло не так.
Текст: Александра Поблинкова
18+
Комментарии (0)