18+
  • Город
  • Общество
Общество

Человек, который придумывает свой мир

Дмитрий Мироманов, автор проекта Бабрбук создал первый иркутский путеводитель, мерч с сибирским принтом и стикеры, которые разлетаются в все уголки планеты и сети. Его «баба с Байкала» стала именем нарицательным, а креативные сувениры - лицом байкальской земли. Проект, реализованный по принципу «я просто так хочу» превратился в способ продвижения внутреннего и внешнего туризма области.

Сколько лет ты выпускаешь книги?

Помню, мне было лет восемь. В тетрадке в клеточку я написал от руки историю - продолжение «Простоквашино», нарисовал иллюстрации. Но товарищ моего отца взял ее, чтобы оцифровать и пропал. Сейчас уже четыре года выпускаю книги. В 2015 году у меня родился сын, и я решил издать «Стихи и рассказы пап». Мы собрали отцов со всей России и ближнего зарубежья, которые пишут истории, посвященные своим детям. Это была первая полноценная книга, созданная с помощью Павла Морозова и Александра Откидача. Мне хотелось показать, что роль отца заключается не только в «добыче мамонта».

Есть ли у тебя что-то неопубликованное?

У каждого человека есть своя супер-сила. Я генерирую идеи. У меня есть таблица для записи проектов, которые хотелось бы реализовать. Там скопилось более 60 идей. Раз в год отправляю кому-нибудь ссылку с пометкой, если вдруг я умру. Жизнь - игра. Никто не знает, что произойдёт сегодня. А вообще, думаю, лучше выложить сырой материал, собрать фидбэк, доработать и выпустить версию 1.1., чем писать в стол.

Чем ты занимаешься сейчас?

Я пришел к тому, что мне нравится. Занимаюсь продакшном. По сути, сам ничего не произвожу. Могу только генерировать идеи и склеивать талантливых людей в одно целое.

Как ты собираешь команду?

Последнее время все чаще стараюсь раскрывать в людях таланты и потенциал. Художница, которая готовила иллюстрации для комикса только в процессе работы поняла, что у нее золотые руки. Мне очень приятно, когда такие люди расцветают. А вообще, когда я придумываю идею, всегда думаю, смогу ли в случае форс-мажора реализовать ее сам. Пусть звучит параноидально, но по факту страхую самого себя.

Как ты пришел к своей деятельности?

У меня был сложный период. После развода уехал во Вьетнам в жуткой депрессии. Думал, что ничего не умею, занимаюсь ерундой. Месяц пролежал, глядя в потолок. Когда ты оказываешься на дне, у тебя два варианта: либо уходить, либо двигаться дальше. Я выбрал второе. Понял, что могу придумывать, реализовать идеи посредством других людей. Это круто. Сейчас я благодарен своей бывшей жене за то, что тогда меня так сильно разбило и я смог собрать себя самостоятельно.

Бабрбук тоже появился в тот момент?

Буквально за пол года до этих событий. Наткнулся на краудфандинговую площадку, где увидел путеводитель по Санкт-Петербургу. Написал автору проекта, Дяде Мише, чтобы договориться использовать его идею. Он пошел навстречу и попросил лишь упоминать его имя. Я ему очень благодарен за возможность реализовать себя. По сути, наш путеводитель сейчас очень сильно отличается от питерского.

В чем отличия?

Мы усложнили скетчи. Одно из последних нововведений - QR-коды, которые добавили на каждую страничку. По ним можно выйти на сайт и посмотреть подробности, карту, лайфхаки. Например, когда мы рассказываем в книге о аршанских чебуреках, на сайте можно найти видео Насти Емельяновой с этим гигантским чебуреком. Кирилл Казаков готовит видео в формате 360 градусов с некоторых значимых точек. Одна из них - скала Шаманка. То есть, можно побывать на Ольхоне, находясь на другом конце планеты. Печатный Бабрбук сейчас - скорее, приятное дополнение. В основном, все переводим в электронный формат.

 

Какая цель у Бабрбука?

Ценности проекта приходят постепенно. На премии «Серебряный лучник» я понял, что продвижение территорий - это круто. Мне хочется объяснить людям, в каком классном месте мы живем. У нас есть все, чтобы жить, делать и кайфовать. Как сказал Олег Поздняков, не надо думать, что мы там не нужны, мы и здесь никому не нужны, если ничего не делаем. Стоит только посмотреть по сторонам.

Почему для путеводителя выбран черно-белый принт?

Почему никто не читает первую страницу? Там написано, выполнил задание - раскрась. Книгу нужно раскрашивать. Я настаиваю, чтобы взрослые не ставили себе какие-то рамки, а просто делали то, что хочется.

Почему чифанька стала иркутской достопримечательностью?

Это же наш эндемик! Чифанька из первого Бабрбука - это та самая, с Шанхайки, где на 100 рублей можно было объесться досыта.

Все легенды в книгах настоящие?

Все существует в реальности, это ведь народный проект. Книгу сделали иркутяне, а я просто помог ей появиться. Мне хочется рассказать о Байкале и Иркутске. Перезапустить, а не переделать историю.

Ты посетил все локации из путеводителя?

Это мой открытый гештальт. Я могу много рассказать об этих местах, но честно, был далеко не везде. О статуях Моаи, например, рассказываю, опираясь на эмоции своих друзей. Сейчас у меня в списке 120 локаций, которые планирую посмотреть.

Как люди относятся к твоему бренду?

Даже бредовые идеи заходят. Например, к легенде «Омулёвая бочка» мы сейчас готовим набор стикеров с нерпой на ростре. Кто-то говорит, что это полная ахинея. Но теперь я не обижаюсь. Те, кто так думают, привыкли к шаблонному мышлению: сувенир - это кружка с фотографией Байкала. А мне хочется мыслить шире. Принт «баба с Байкала» называют сексистким. А девчонки сами покупают и едут в этих футболках за границу. Потому что сибирячки - это те самые «бабы с Байкала», которые и коня остановят, и в горящую избу войдут. Девочка, девушка, женщина этого не сделают.

Бывает, что люди обижаются на принты?

Мне нравится шутить, я сам достаточно самоироничный. Это мой источник энергии. Поэтому все принты, надписи основаны на здоровой самоиронии. Приятно, когда люди это понимают. Я никого не обижаю. Почему тогда мне нужно перестать делать это, если кто-то принял шутку на свой счет? У меня простое правило: делай все, что хочешь, если это не вредит людям.

Появились ли хейтеры?

Гришковец сказал однажды: «мне кажется, я хороший». Так вот, мне тоже так кажется. Даже когда я делал надпись «баба с Байкала», думал, что радикальные феминистки могут превратить ее в триггер. Но… Нет. Может, кулуарно кто-то меня обсуждает, но мне все равно. По крайней мере, в лицо никто ничего не говорит. У меня же фамилия даже Мироманов, какие могут быть хейтеры?

У всех твоих героев есть прототипы?

У Ангары есть, это Анастасия Прудникова. Сарма - Мария Перевозникова. Остальные герои рождаются в голове у художницы. Я никогда не критикую и не ограничиваю фантазию ребят. Они работают без технического задания, и делают то, что хотят. Этого правила я придерживаюсь во всех аспектах жизни: «делайте, что хотите, только не умрите и дом не сожгите».

Что сейчас в работе?

Рисуем алко-зверей, чтобы люди могли выбирать свое пятничное тотемное животное. Запустил с Максимом Григорьевым псевдоинтеллектуальный подкаст в Telegram «Бать не бать», где мужики обсуждают тему отцовства и не только.

Где ты брал средства на проекты?

На краудфандинговой платформе. У меня даже сейчас там идет кампания. На новый комикс я выиграл грант от Фонда развития регионов 7+ и дополнительно запустил крауд-компанию. Люди, которые в ней поучаствуют, получат книги и подарки. Это формирование коммьюнити вокруг Бабрбука. Все крупные проекты реализованы с помощью краудфандинга. Поэтому я говорю, было бы желание, сделать можно все.

Какая самая крупная сумма была собрана?

Однажды я собрал 165 тысяч за полтора месяца. Когда жил во Вьетнаме, собрал 120 тысяч. Без встреч. В Иркутске у меня были помощники, со всеми работал онлайн. Так что, у всех есть либо возможности, либо оправдания.

Какие сложности возникают при сборах с помощью краудфандинга?

Самое сложное - грамотно донести важность проекта. В целом, это очень хороший способ собрать средства на проект. Ты не должен никому предоставлять отчеты или делать что-то по заказу инвестора. Ты ничем не ограничен. Просто делаешь все, что хочешь, и никто тебе не может помешать.

Какой сувенир у тебя самый любимый?

Принт баба с Байкала. Я ее придумал, пока шел по Москве. В пути договорился с художником и к концу дороги получил первые наброски. Стикер «Хочу быть нерпой, а не вот это вот всё», - тут без комментариев. По статистике, один из самых используемых.

 

Кто тебе помогает придумывать стикеры?

У меня есть товарищ Макс Григорьев, он генерирует просто какие-то сумасшедшие идеи. Больше половины стикеров придумал он. Мы садимся пить чай, и он накидывает варианты. Я фиксирую и реализую.

Будут ли еще стикеры?

Я не хочу повторяться. Многие помнят наклейки из детства, которые можно было коллекционировать в альбомах. Вот по мотивам этих детских воспоминаний я тоже хочу создать альбом, в котором можно будет коллекционировать наши стикеры и наклеивать их на черно-белое изображение. Это новая форма геймификации. Собери, найди, наклей.

Что тебя вдохновляет?

Я скупаю детские книги. Некоторые люди, находясь подшофе начинают писать бывшим, а я захожу в интернет-магазин и скупаю все, что мне нравится. Это расширяет кругозор. Беру то, что существует, доделываю и создаю некого Франкенштейна, который выглядит свежо. Хорошая идея никогда не приходит в голову одному человеку. У меня были такие ситуации, когда я что-то придумывал, а потом кто-то реализовывал.

Когда будет следующая книга?

Честно, идеи есть, но я немного устал от книг о Байкале. Хочу отдохнуть и уйти в другую область. Взгляд немного замылился. Планирую выпустить игру для детей и взрослых с рабочим названием «Остров сокровищ». Потом уже хотел бы выпустить историю Иркутска в комиксах. Староверы считают, что комиксы для тупых. Но на самом деле, это возможность донести важную информацию быстро и интересно. Недавно я прочитал графический роман «Мастер и Маргарита» за час. И не почувствовал себя тупее. Я хочу подарить людям возможность узнать историю Иркутска за полтора-два часа. Думаю, психану и сделаю.

Текст: Яна Колотеева
Фото: Архив героя

Комментарии (0)

Купить журнал: