18+
  • Город
  • Общество
Общество

Поделиться:

Актив-убежище. Как пандемия вызвала доверие к биткойну, и к чему это приведёт?

Коронакризис заставил обращаться с деньгами бережнее. Население стало интересоваться инвестициями. Пообщались с четырьмя представителями криптобизнеса, попытались понять суть – и узнали, как добывается «цифровое золото» в экономический кризис.

Юрий Дромашко, владелец нескольких майнинговых ферм

Центробанки стран допечатывают валюту, пытаются спасти экономическую ситуацию в стране, которая пошатнулась из-за коронавируса. Цены растут, а бумажная валюта теряет стоимость. Криптовалюте такие механизмы несвойственны, её допечатать нельзя, нельзя повлиять на неё политически – на неё влияет только спрос. Запрос на добычу биткойна интенсивно растёт, потому что негативные прогнозы экономики заставляют людей искать деньги, на которые мало что воздействует. Несмотря на изменчивость цены, криптовалюта не поддаётся внешним факторам. Я ожидаю, что криптоиндустрией будет интересоваться больше людей.

На пандемию выпало уменьшение награды за добычу биткойна наполовину, но это естественный для майнинга процесс. Раз в четыре года выпуск монеты сокращается, и при том же спросе растёт цена. Отпадают слабые игроки, а прибыль распределяется между меньшим количеством майнеров. В криптоиндустрии тоже борются за конкуренцию — выбывает тот, у кого ресурсов меньше: дорогая электроэнергия, старое оборудование и так далее.

Механизмы криптобизнеса работают, как и раньше. С финансовым рынком ничего не случится. Люди болеют – вот это грустно.

Олег Масликов, занимается майнингом 2 года

В период пандемии стоимость биткойна в большей степени снизилась из-за того, что предложение на рынке превысило спрос. Из-за страха потерять все люди начали массово выводить свои активы. Курс достиг годового минимума – 5 000 $. Запаса монеты хватило на то, чтобы не рухнуть до нуля – и уже через два месяца, когда фондовые рынки начали возвращаться на прежние позиции, биткойн вырос до 10 000 долларов.

В этом бизнесе есть два типа людей: одни вкладывают в биткойн на долгий срок, другие, с целью быстрой наживы, – на короткий. Первые сохранили свои деньги и даже преумножили, а вторые начали выводить свои активы, в результате чего их потеряли. Это, на мой взгляд, основное влияние коронавируса на криптобизнес.

На мой доход от майнинга повлияла не пандемия, а прошедший халвинг, который сократил прибыль от добычи криптовалюты вдвое. Сейчас я в ожидании наилучшего момента, когда можно будет вывести деньги при более выгодном курсе. Именно после халвинга происходит рост стоимости монеты. Например, нынешний курс монеты в районе 10 000 $, в то время как в 2012-м он составлял порядка 200$. Банки не дадут таких процентов.

В наших кругах обычно говорят: «Ты не можешь сказать, выиграл ты или проиграл, пока не обменял монету на рубли». Поэтому сказать, что пандемия как-то повлияла на мой доход, прямо или косвенно, – не могу. Она коснулась криптобизнеса, только посеяв панику между пассивными вкладчиками.

Захар Фёдоров, руководитель отдела развития майнинг-отеля «Cryptoreactor»

Мы предоставляем услуги хостинга оборудования, то есть бесперебойно интернет, электроэнергию и техническое обслуживание, тем, кто занимается добычей криптовалют. Нашей Группе компаний принадлежит большой завод площадью около 39 000 кв. м в Братске, но он пока не полностью занят устройствами клиентов. Оборудование очень шумит и потребляет много электроэнергии, выделяя при этом много тепла, поэтому отправлять его на обслуживание в майнинг-отель, где оно не мешает людям и не вызывает вопросы у энергосбытовых компаний, – логично. Да, снижается средняя прибыль у майнера, но при этом у него нет проблем с безопасностью, техническим обслуживанием и законом.

Пандемия заставила предпринимателей обратить внимание на качество, надежность и аккуратность в затратах. Майнеры стали чаще смотреть, как поставить своё оборудование выгодно. Поэтому к нам стало обращаться больше клиентов, в том числе из-за границы и из других городов, а также майнинг-ферм из регионов с более дорогой электроэнергией. Ведь у нас в Иркутской области самая доступная электроэнергия, и получается, что в итоге гораздо дешевле отправить оборудование на обслуживание нам. Не заметили, чтобы клиенты чего-то боялись, майнеры и до пандемии работали «на удаленке». Спрос на услуги майнинг-отеля не снижается, несмотря на прошедший халвинг биткойна и устаревание части оборудования.

Потенциал у нашего Дата-центра огромный, на текущий момент располагаем до 75 МВт, а в перспективе это и все 100 МВт, чтобы отвечать спросу.

Константин Лагутин, блокчейн-разработчик, криптоанархист

Коронакризис не коснулся сферы майнинга: «железки» как работали, так и продолжают работать, если вы, конечно, не тот, кто пришёл в сферу криптоиндустрии, чтобы за счёт спекуляций преумножить свои фиатные активы.

При этом я хочу сразу подчеркнуть, что меня не интересуют рубли, доллары, юани и прочие фиатные валюты. Фиат для меня — зло.

Доходность майнинга зависит от многих показателей: награды за блок, загрузки сети, скорости сети и так далее. Например, те, кто майнил биткойн и сразу его продавал за фиат, столкнулись с тем, что после халвинга в марте их доходы упали в два раза. Теперь, чтобы им быть в плюсе, необходимо ждать роста курса биткойна относительно фиата. Те, кто не пользуются обменом, а использует биткойн для оплаты, вообще ни с какими проблемами не столкнутся.

Желающих накопать биткойн с каждым днём всё больше и больше, именно по этой причине мы видим, как растёт сложность его добычи. Тем, кто еще хочет разобраться в этом, пора начать. Я не раз доказывал математически, что мы можем перейти на криптовалюту. Тут важно, чтобы люди были к этому готовы, но понимание большинства придёт нескоро. Криптоиндустрия – это удел образованных, а их у нас не более 5 %.

Текст: Светлана Есикова

Комментарии (0)

Купить журнал: