18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Инна Черных

Руководитель Школы современной хореографии «Шаги» ИРНИТУ. В этом танцевальном сезоне коллектив празднует свое 25-летие. В 90-е с «Шагов» в Иркутске начался современный танец. А сейчас коллектив готовит новые работы для детского и взрослого составов своей Школы.

Как появился коллектив «Шаги»?

Вообще, я танцую практически «с пеленок». В моей жизни были абсолютно все виды и направления ТАНЦА – детская хореография, эстрадная, несколько лет бального, десятилетие народного в моем любимом «Узорочье», потом знакомство с джаз-танцем благодаря Валере Архипову и первая поездка с моей напарницей Анной Куликовой в Новосибирск на Летнюю школу танца. Вот с этого момента наш мир перевернулся! Мы познакомились с современной хореографией. Тогда, в девяностые, никто о современном танце и не слышал. Вдохновленные, вернулись, в Иркутск – и решили открыть свою школу. Так все и началось.

Сложно ли было организовать школу танцев в девяностые?

Еще бы! Домов культуры не было, возможностей заниматься – тоже. Чудом удалось разместиться в «Октябрьском» – Доме культуры кирпичного завода. Без полов и крыши. Приходилось работать на непонятном покрытии на полу, не предназначенном для того, чтобы на нем жил «танец босиком». Сверху на нас падал снег, лился дождь – в зависимости от времени года. По ночам на этом же полу, в этом же зале существовала легендарная «Клетка», а с раннего утра мы с нашими первыми учениками, предварительно прибравшись, танцевали! Сами печатали объявления о наборе – и сами их расклеивали с Аней. А чтобы найти в те времена интересную музыку, нужны были знакомства или везение, а чтобы сделать композицию нужного размера, приходилось склеивать вручную пленку на кассетах. Костюмы шили из чудом купленных отрезов ткани. Но не унывали – воспринимали все как стартовый этап. Мы были молоды, полны энергии и энтузиазма.

Столкнулись с нехваткой методик преподавания современного танца?

Нам повезло: в Новосибирске в Летней школе нас обучали профессионалы из США и Великобритании. Мы получили всю базу современного танца. Тогда ни о каких онлайн-курсах ведь и речи не было, поскольку и интернета не было. Поэтому старались при любой возможности для обучения ездить в Новосибирск.

Какому направлению в танце следуете сейчас?

Современный танец. С ним мы, собственно, уже четверть века. Когда только начинали, для России он был абсолютно новым. Но появляются новые направления, которые зависят от конкретных исполнителей и балетмейстеров, и это здорово. Мы постоянно развиваемся, пробуем, исследуем. Будь то авторская хореография, contemporary dance*, телесные практики, контактная импровизации, уличные направления танца. Мы движемся в сторону театра, перформативных видов искусств.

Не хотелось все бросить, когда все было совсем сложно?

Нет. Юношеский максимализм, наверное. Думаю, нас с Анной можно фанатами танцев назвать. До сих пор, если встанет вопрос – купить что-то домой или же потратить деньги на костюмы для «Шагов», или какие-то мастер-классы для учеников, – выберу второе. И всегда так было. И будет, я уверена!

Чего вы в итоге хотели добиться?

Многие психологи любят повторять: хочешь, чтобы что-то получилось, – четко формулируй цель и представь результат. Я же никакой конкретной задачи не видела. Кажется, что все совершалось на подсознательном уровне, по интуиции. Как видите, она меня не подвела!

Каких успехов добились педагоги и ученики школы разных лет?

Моя напарница Анна Куликова, с которой мы основали «Шаги», сейчас балетмейстер, преподаватель, заведующий хореографическим отделением Детского музыкального театра в г. Реутове, хореограф-постановщик для многих коллективов страны. Марина Медведева – солистка, а затем и педагог Школы стала иллюстратором, художником по костюмам, востребованным хореографом в Америке, а теперь в Тайване. Ольга Чумакова, также солистка и педагог, создала свой театр танца в столице. Михаил Мельников приглашен на постановку балетного спектакля в Германию. Мария Павлова воспитана в нашей Школе и сейчас является основным педагогом-хореографом «Шагов». У Владимира Лопаева – театр танца «PROдвижение» в городе Иркутске. Сейчас продолжаем сотрудничать, общаться, дружить. Многие выпускники Школы связали жизнь с танцем, кто- то остался в Школе в качестве педагога, кто- то нашёл себя в других коллективах. «Шаги» – своеобразный бренд и настоящая школа не только танца, но и, наверное, жизни, дружбы, самоорганизации…

Вы одна занимаетесь «Шагами»? Или есть помощники?

Я – директор, руководитель. Я никогда не бываю одна, всегда – с командой: балетмейстеры, хореографы, администраторы, педагоги, репетиторы, методисты, художники, режиссёры, дизайнеры, фотографы. Нас много. И каждый – личность. Мне всегда хочется каждого поименно назвать, жаль, мы ограничены местом на странице. Я считаю себя очень счастливым человеком именно потому, что все эти люди рядом были и есть сейчас. Понятно, что некоторые уезжают из города, выходят замуж, берут отпуск по уходу за ребенком. Мне, если честно, очень сложно, когда люди покидают коллектив. Но тут ничего не поделать. Важно научиться отпускать.

 

*современный танец

А еще важно знать, что Инна Черных окончила Иркутский институт народного хозяйства по специальности «Экономика и управление в машиностроении» и Иркутское областное училище культуры по специальности «Руководитель творческого коллектива, хореограф». Руководит Школой современной хореографии «Шаги» ИРНИТУ, является исполнительным директором АНО «Центр современного танца». Работала художественным руководителем и арт-директором НК «Мегаполис» с 2000 по 2009 годы. В свободное время любит путешествовать, проводить время с семьей и заниматься рукоделием.

 

Почему коллектив назвали «Шаги»?

Долгое время занимались просто как школа современной хореографии. Шаг – один из основных терминов в танце. Это – движение. Без движения вперед нельзя, нужно что-то постоянно делать. Наверное, от этого и родились «Шаги».

Когда решили завершить свою личную сценическую карьеру?

В двадцать восемь лет, когда узнала, что у меня будет ребенок. Но я же танцевала с пяти лет, так что моя карьера исполнителя получилась внушительной. Да и всегда нужно уходить вовремя. Необходимо было уйти со сцены для более продуктивной работы с учениками. Важно, что видишь со стороны, насколько ты – наставник. Кто будет руководить процессом, когда ты сам занят на сцене?

Как готовитесь к юбилею «Шагов»?

Традиционно в Международный день танца, 29 апреля, состоится студенческий концерт на нашей родной сцене Иркутского политеха. Сегодня студенты – основной костяк коллектива, почти 50 человек – и всё это будущие «технари»! Большое мероприятие готовим для детской школы в конце мая. Сейчас также ведем переговоры с Петром Базароном, главным балетмейстером Театра балета «Щелкунчик», г. Екатеринбург, с которым мы поставили много интересных хореографических миниатюр, в том числе «Половецкие пляски» с хором пять лет назад. Разрабатываем сценарий, к работе приступим летом. Хорошо было бы презентовать проект в «живых декорациях», у воды. Но все это пока мысли и мечты. Опять же многое зависит от эпидемиологической ситуации и ограничений.

Как случилось, что «Шаги» стали коллективом при Политехе?

Двадцать лет назад в Политехе была площадка для занятий, все другое в городе оказалось закрытым. Нам разрешили заниматься. В итоге сумели обустроиться и прижиться в вузе. И сегодня благодаря Политеху мы имеем возможность ездить на конкурсы, фестивали, мастер- классы, выступать на разных площадках и заявлять о себе. Самый крупный фестиваль студенчества в стране – «Российская студенческая весна», и его проекты дают огромный толчок к развитию, мы знакомимся с крутыми хореографами и танцовщиками – и конечно же привозим призовые места!

«Шаги» упомянули в Книге рекордов Иркутской области как первую и единственную школу современной хореографии?

Да, безусловно, сейчас есть невероятное количество коллективов в городе, многие очень хорошо работают. Это же здорово! Но мы – первые.

Изменилось ли в обществе отношение к танцу за двадцать пять лет?

Невероятно изменилось. И все из-за телевидения. Теперь правит клиповое мышление, временное восприятие. Когда появились танцевальные шоу, то номера стали сокращать. А ведь танец не терпит этого – он подчиняется определенным законам. Многие сейчас подстраиваются под экранные требования, мы держимся, продолжаем заниматься тем, что делали до этого.

Как удается 25 лет подряд быть лучшим коллективом?

Когда делаешь что-то от всей души, то все получается. Нужно любить все, что связано с командой. Приведу пример. На Новый год пять ночей подряд занималась изготовлением упаковки в виде елочек для подарков ребятам из «Шагов». Когда спросили – зачем, так ли это было нужно, то ответила, что вовсе не нужно было, просто я так хотела. Ради впечатления, радости, чуда. Без шитья костюмов, танцев и всего этого – кто же я? Без этого меня нет. В «Шаги» приходят заниматься дети и взрослые! И пока есть хоть один человек, кому это нужно, я буду это делать.

Кроме танцев, что дарит радость?

Дети, родители. Сыну двадцать один, он очень творческий человек получился. Занимается видеографией. И его девушка тоже. Дочери восемь, она занимается музыкой. Я считаю себя адекватным родителем: не стану заставлять делать то, к чему не лежит душа. Поэтому на танцах не настаиваю. Мои родители помогают мне с воспитанием детей, в этом я им доверяю больше, чем себе.

Рано или поздно вы перестанете заниматься «Шагами». Будет ли школа дальше существовать?

Буду счастлива, если «Шаги» продолжат процветать и жить всегда. Самое сложное – падать и вставать. И если удастся передать дело в надежные руки, найдутся единомышленники, готовые гореть этим, – то замечательно! Ведь смысл того, чем я занимаюсь, – воспитать людей, влюбленных в танец

Фото: Александр Вавилов

Материал из номера:
Февраль - Март

Комментарии (0)

Купить журнал: