Журналист, один из авторов проекта «Люди Байкала», рассказывает стране о том, как выживают люди в сибирской глубинке. Благодаря материалам в новом медиа многие ситуации и проблемы стали открытыми, а люди получили помощь.
Когда и почему появился проект?
С Леной Трифоновой мы вместе работаем в газете «Восточно-Сибирская правда». Появилась идея создать свой проект. Тема лежала на поверхности: Байкал интересен всем, но очень мало информации о том, как здесь живут люди. Поэтому в феврале этого года мы запустили журнал «Люди Байкала».
Есть какая-то большая цель или миссия?
Первоначально мы рассчитывали, что это будут колоритные и необычные для многих зарисовки о сельской жизни вокруг Байкала. Просто хотели описать жизнь такой, какая она есть. Но часто мы оказывались чуть ли не единственными людьми, кому жители какой-нибудь отдалённой деревни могли рассказать о своих проблемах. Выстраивались очереди к диктофону, и все хотели поделиться своей болью. Получилось, что вместо милых пасторальных картинок мы увидели катастрофы. Деваться нам некуда, стали писать об этом. Какая жизнь – такие и истории. В западной журналистике даже появился новый жанр – журналистика решений. Но это для тех случаев, когда проблема известна. У нас же много скрытых проблем.
Вы можете помочь этим людям?
Журналист, безусловно, помогает. В первую очередь тем, что формирует среду. Мы рассказываем о проблеме – и таким образом делаем шаг к ее решению. Пока о проблеме молчат, ее нет. Журналист, конечно, может помогать своим героям напрямую, действиями. Но делать это нужно в свободное от работы время.
«Люди Байкала» – это история об униженных и оскорбленных?
Это история про правду. Мы не ставим себе задачу подать материал так, чтобы герой вызывал сочувствие. Мы отображаем действительность. Задача журналиста – быть глазами читателя, нарисовать картинку максимально объективно, учитывая все оттенки. Кроме того, у нас есть и позитивные истории. Наташа Сокольникова, например, написала текст о поваре из Грузии, он путешествует по миру, сейчас готовит для иркутян. В этой истории нет совершенно никакого негатива.
Были ситуации, когда жизнь героя реально менялась после публикации?
Да. Лена Трифонова написала материал про деревни, которые пострадали от наводнения в прошлом году. Тулун отстроили, а соседние районы оказались в тени, и люди не получили компенсации. После публикации в нашем проекте героине истории выдали сертификаты на жильё. Наташа Сокольникова написала материал о Григории Огдонове, бывшем мэре Хужира. Текст прочитали чиновники из правительства Бурятии, его пригласили в Улан-Удэ поделиться опытом работы с твердыми отходами.
Какие у сибиряков, на ваш взгляд, самые главные проблемы?
Если обобщить, то одна из главных проблем – географическая дискриминация. Это удаленность от центра, невозможность на равных получать информацию. В некоторых деревнях нет света, связи, телевидения. Люди удалены от возможностей получить медицинскую помощь, образование. Они не могут найти достойную работу. У людей нет возможности жить полноценно.
Как все-таки выжить в Сибири? У вас появился ответ на этот вопрос?
Я для себя на него отвечаю так: на своем месте нужно делать все, что зависит лично от тебя. Не кивать на власть, а вкладывать максимальное количество своих сил. Помогать другим людям, не проходить мимо чужой беды. А ещё относиться к обстоятельствам философски. Без этого в Сибири никуда.
Фото АНТОН КЛИМОВ
Комментарии (0)