18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Дмитрий Савкин

Директор института БРИКС работал в столичных вузах и переехал в Иркутск, чтобы создать глобальный образовательный гринфилд. 

Почему именно БРИКС?

За последние 15 лет мне посчастливилось работать в ведущих университетах нашей страны и мира: СПбГУ, НИУ ВШЭ, РАНХИГС, преподавать в Колумбийском университете в США, Пекинском, Шаньдунском, Уханьском и университете им. Сунь Ятсена – в КНР. В нашей стране восточнее Уральских гор сложно найти примеры действительно качественных образовательных структур, дающих возможность учиться полностью на английском языке по глобально востребованной специальности. Мы с ректором ИРНИТУ Михаилом Корняковым создали такой институт с фокусировкой на проблемы стран БРИКС и развивающихся экономик, который дал бы ребятам из этих стран шанс найти свое место под солнцем.


Почему ориентируетесь на обучение иностранцев?

Мы хотим создать равные возможности для обучения в Байкальском институте БРИКС для российских и иностранных студентов. Однако не все ребята из Сибири и Дальнего Востока могут обучаться на английском языке у именитых российских и иностранных профессоров и экспертов из бизнеса – это требует хорошей языковой подготовки и сильной мотивации в обучении. Этим и обусловлен тот факт, что всего двадцать процентов наших студентов – выпускники российских школ. Население Китая или, скажем, Индонезии, в разы больше, и многие действительно талантливые и мотивированные школьники из этих стран ориентированы на получение высококлассного образования за рубежом. Сейчас у нас учатся более 300 студентов из Вьетнама, Египта, Зимбабве, Индии, Индонезии, Китая, Монголии, Марокко и других стран. Такое разнообразие географического охвата создает уникальную среду межкультурного общения и для российских студентов, формирует у них широкое мировоззрение и умение работать в глобальных командах. Кроме того, наши выпускники-иностранцы станут нашими амбассадорами – перспективными специалистами, которые после обучения у нас отправятся к себе на родину и помогут построить культурные и социальные мосты между Россией и их странами.

 
Какие еще есть задачи у института?

Мы искренне хотим развивать Иркутскую область и помимо качественного образования в Байкальском институте БРИКС подарить нашему региону новые технологии и практики благоустройства среды, решения экологических проблем. У нас их действительно немало. Мы помогаем региону усилить научно-технические связи с нашими Юго-Восточными соседями – Китаем, Японией, Южной Кореей, Вьетнамом, Индонезией. Кроме сотрудничества в экспорте леса и других ресурсов в эти страны мы могли бы развивать экспортные услуги, инвестиционное сотрудничество, туризм и образование, перенимать лучшие практики благоустройства городов и рационального природопользования у наших соседей. Также хотел отметить, что за три года существования Байкальского института БРИКС нам удалось пригласить 17 иностранных профессоров, имеющих связи за рубежом и готовых реализовывать собственные исследовательские проекты. И это только начало!

 

Вы переехали в Иркутск из Петербурга, в лучшем духе декабристов – не жалеете?

Фигурально говоря, переехал я из Гуанчжоу, где работал full-time профессором. До того как переехать сюда, я сам ни разу не был в Иркутске. Знал только, что это где-то в Сибири, и где-то рядом есть Байкал. Почти тридцать лет прожил в Петербурге, много путешествовал и преподавал в разных странах. Переезд в Иркутск для меня стал личным челленджем и возможностью сделать что-то значимое для своей страны, использовать накопленный опыт для создания действительно классного образовательного гринфилда. Мне удалось собрать в институте международную команду, которая также разделяет мою идеологию и интересы, – мы хотим создавать что-то новое и менять мир по мере возможностей.

Общение в институте предполагает достаточно интенсивный культурный обмен. Есть ли свои традиции?

Поскольку у нас много студентов из Азии, мы все вместе празднуем много азиатских праздников, таких как Китайский новый год, Монгольский Цагаан сар, Зороастрийский праздник начала года. Наши ребята интегрируются в университетские объединения студентов: на Новогоднем концерте для политеховцев студентка БИ БРИКС Фуми из Зимбабве, которая к тому времени всего четыре месяца изучала русский язык, спела песню Аллы Пугачевой «Любовь, похожая на сон». Это было сильно, и это всех поразило. Пандемия перевернула планы, изменила привычную жизнь всех университетов. Но, я думаю, когда все восстановится, мы продолжим создавать особую многонациональную среду БРИКС в нашем университете и постараемся включать в нее городские сообщества. Я считаю, что понимание других культур и народов очень важно не только в построении гармоничного общества, но и в современном бизнесе.


Насколько пандемия COVID-19 повлияла на поступление иностранцев в этом году?

Сейчас в вузах России и всего мира есть большие сложности из-за того, что границы многих государств закрыты. По сравнению с другими российскими университетами, испытавшими сокращение приема в разы, у нас все относительно неплохо. В прошлом году мы зачислили в ИРНИТУ 587 иностранных студентов, из которых 200 человек решили учиться на английском языке на бакалаврских и магистерских программах Байкальского института БРИКС. В этом году 350 иностранных абитуриентов поступили в Политех, из них треть – в Байкальский институт БРИКС. Мы постарались обеспечить тем, кто к нам не может приехать, равный доступ к получению образования. Так, мы договорились с Шэньянским педагогическим университетом об аренде общежития и учебных классов, чтобы все наши китайские студенты могли жить в одном месте и получать качественную трансляцию семинаров и мастер-классов из Иркутска в специально оборудованные аудитории в Шэньяне.

 

Какие у вас планы на будущее?

В этом году мы купили отдельное здание в кампусе ИРНИТУ, и сейчас делаем из него smart building с комфортной для обучения средой. Кроме ставших для нас традиционных образовательных программ по экологии, энергетике, устойчивой инновационной экономике и международному бизнесу мы запустили международную журналистику и финансы с уклоном в изучение опыта стран БРИКС. В этом году создали лабораторию промышленной математики, которая занимается искусственным интеллектом, машинным зрением, математическим моделированием и призвана помогать предприятиям региона внедрять лучшие мировые практики для улучшения эффективности производственных процессов. А вообще идеология института связана с устойчивым развитием, и слово «Байкал» в нашем названии стоит на первом месте не зря.

Текст АЛЕКСАНДРА ПОБЛИНКОВА
Фото МИХАИЛ ОХОЦКИЙ
Материал из номера:
Октябрь

Комментарии (0)

Купить журнал: