Главный врач Иркутского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в этом году организовала работу лаборатории для изучения анализов на COVID-19 и отметила, что с появлением новых инфекций старые тоже должны оставаться в фокусе внимания.
Может ли опыт, извлеченный в борьбе со СПИДом, помочь в борьбе с ковидом?
Конечно. Это тоже инфекционное заболевание. И подходы к нему такие же — выявление, диагностика, профилактика, протоколы лечения. Наша модель отстроена на всю огромную Иркутскую область: со всего региона, полторы тысячи километров от севера на юг и 1400 — с запада на восток, к нам доставляют биологический материал поездами, машинами, самолетами — как угодно, и мы делаем исследования.
Работа с ковидом стала возможна благодаря техническим возможностям Центра?
У нас создана суперсовременная лаборатория, оснащенная по последнему слову техники. Это даже не российский, а мировой уровень. У нас работают автоматизированные и роботизированные приборы, которые сводят к минимуму человеческий фактор. Для диагностики разработан алгоритм, который мы никогда не нарушаем. Отсюда – надёжность результатов и их достоверность. Работаем без права на ошибку;
Приборный парк позволяет нам делать анализы не только на ВИЧ и вирусные гепатиты, но и на другие социально-значимые заболевания, в том числе ковидную инфекцию, а также проводить высокотехнологичные исследования иммунной системы.
Жители области уже оценили эти возможности, и сейчас в Центр приходят не только, чтобы узнать свой ВИЧ-статус, но и по другим вопросам, связанным со здоровьем. Наш Центр одним из первых стал заниматься диагностикой коронавируса, и сейчас мы делаем до тысячи анализов в сутки. Центр прошел проверку специалистов — нас сделали референс-центром в отношении диагностики ковидной инфекции. Этот статус мы регулярно подтверждаем.
Какая часть ваших сотрудников сейчас переведены на борьбу с COVID-19?
Прежде всего – врачи-лаборанты и другие специалисты лабораторной службы, а также инфекционисты и эпидемиологи, психологи, плюс социальные работники. Созданы мультидисциплинарные бригады — основные и резервные. За работу с COVID-19 наши сотрудники были отмечены в этом году орденами имени Пирогова и благодарностями Президента РФ.
Пока все отвлеклись на ковид, как обстоит ситуация с ВИЧ-инфекцией?
Сейчас в нашей области более 30 тысяч человек живут с вирусом иммунодефицита. Причём, по статистике, далеко не все из них ведут асоциальный образ жизни, как принято считать в обществе. Более половины ВИЧ-инфицированных – люди вполне благополучные, имеющие семьи, работающие. Более того, очень многие из них – успешные и состоявшиеся в жизни, профессии, бизнесе. Эта инфекция уже давно не имеет социальной тональности.
Почему так происходит?
Естественный путь передачи для этого вируса – половой. Но Россия всегда шла своим путём, и так сложилось, что в нашей стране эпидемия ВИЧ-инфекции наложилась на уже бушующую эпидемию наркомании. А дальше от инфицированных людей вирус передавался есть своим естественным путём. Сейчас 86 % передачи ВИЧ – половой путь, любые незащищённые контакты.
Но жизнь остановить нельзя, ситуации могут быть абсолютно разные, и осуждать никого нельзя. Но, к сожалению, у нас слабо развита сексуальная культура, и средствами защиты часто пользуются только для того, чтобы предохраняться от беременности. Поэтому и происходят такие случаи, когда человек (неважно – мужчина или женщина), к примеры, съездил на курорт, потом забыл о мимолетном романе, а через пять лет сдает по какой-то надобности кровь – и видит шокирующий результат. А у человека – прекрасная семья, дети… Доверие, безусловно, важно. Но пользоваться средствами защиты надо. И проверяться на ВИЧ нужно ежегодно, а в случае возникновения каких-то рисковых ситуаций – ещё чаще. Пока люди будут жить половой жизнью, у нас будет ВИЧ. До тех пор, пока не найдут вакцину.
Фото АЛЕКСАНДР ВАВИЛОВ
Комментарии (0)