18+
  • Город
  • Город
Город

Поделиться:

Пересечения параллельных: «Против света» в Эрмитаже

В Эрмитаже берет старт проект «Против света: немецкое искусство XX и XXI веков» из коллекции греческого мультимиллионера Джорджа Эконому. Выставка призвана обнаружить удивительную перекличку между живописью столетней давности и нынешнего дня.

На выставке параллелизм двух эпох будет подчеркнут, например, соседством классики экспрессионизма, акварели Кирхнера «Полуденный отдых дамы» (справа) (1912) и работы нашего современника Базелица «70-летняя модель снова поет» (слева) (2011)

Коллекцию искусства Германии и Австрии Джоржд Эконому, занимающийся перевозками нефти, принялся составлять в начале 1990-х. В итоге получилось собрание, которому может позавидовать любой музей: почти три тысячи единиц живописи и графики.

Эрмитажные кураторы Дмитрий Озерков и Дарья Бубнова сложили из художественных сокровищ мультимиллионера выставку с напряженным внутренним сюжетом. Главное тут — перекличка между художниками первой трети XX века и теми из современных немецких авторов, кто в 1980-е снова увлекся фигуративным искусством. «Против света» сравнивает поколения, отделенные друг от друга не просто десятилетиями, но нацистским кошмаром, Второй мировой, послевоенным расколом Германии, а также возникновением и господством в 1960–1970-х радикальных арт-стратегий. Сравнивает — и неожиданно обнаруживает сходство. Экспрессионисты Эрнст Кирхнер, Макс Пехштейн, Эрих Хеккель, Вальтер Граматте, а затем более мрачные и циничные художники «новой вещественности» Отто Дикс, Георг Гросс, Кристиан Шад и Конрад Феликсмюллер, заклеймив романтизацию мира и салонное эстетство, обратились к отображению пограничных эмоциональных состояний, к едкой социальной критике и карикатуре. Неудивительно, что они попали под прицельный огонь геббельсовской культурной политики, заслужив от фашистов ярлык «дегенеративного искусства». Западногерманские неоэкспрессионисты из движения «Новые дикие» спустя полвека прибегли к похожему художественному языку с иной целью: они отвергали сухой и малопонятный широкой публике левацкий критический концептуализм. Георг Базелиц, Йорг Иммендорф, Маркус Люперц и другие вернулись к фигуративности, грубой выразительности, ярким цветам, тщательно акцентируемому «искреннему варварству». На выставке параллелизм двух эпох будет подчеркнут, например, соседством классики экспрессионизма, акварели Кирхнера «Полуденный отдых дамы» (1912) и работы нашего современника Базелица «70-летняя модель снова поет» (2011).

1. Конрад Феликсмюллер. «Нищий из Прахатице». 1924
Представители «новой вещественности» делали акцент на социальных язвах и трудной жизни маргиналов: и в том и в другом в нищей Веймарской республике недостатка не наблюдалось. 

2. Нео Раух. «Лесной поселок». 2004
В коллекции Эконому, конечно, не только «Новые дикие». Представитель лейпцигской живописной школы Раух отчасти наследует европейскому сюрреализму и сегодня является одним из самых коммерчески успешных немецких художников.

4. Георг Базелиц. «Орел в кровати». 1982
Программное произведение немецкого неоэкспрессионизма, обозначившее усталость части художников от критической и исследовательской практики контемпорари-арта.

5. Вальтер Граматте. «Великий страх». 1918
Экспрессионисты часто обращались к бессознательному, неизбывному иррациональному ужасу существования. В каком-то смысле это течение — своеобразный негатив бурно развивавшегося психоанализа.

6. Ансельм Кифер. «Темпельхоф». 2011
Новейшее приобретение греческого коллекционера — громадное широкоформатное полотно, изображающее закрытый пять лет назад берлинский аэропорт.

Текст: Артем Лангенбург
Эрмитаж, с 25 мая до 20 января 2014 года

Комментарии (0)

Купить журнал: